марина щукина
Развитие познавательной деятельности детей, перенесших операции по КИ в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность – это активное изучение окружающей действительности, в ходе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Слабослышащие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т. е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления они резко отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей, перенесших операции по КИ в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современный подход познавательному развитию дошкольника ориентирован на поддержку взрослыми его познавательной активности, стимулирование познавательных интересов и потребностей. Происходит это в различных видах деятельности : игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, двигательной,восприятии художественной литературы и фольклора и тд. Особенно важна в дошкольном учреждении - познавательно-исследовательская деятельность детей в основе которой лежит экспериментирование. Китайская пословица звучит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Любые исследования дают предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Поэтому детское экспериментирование является одним из наиболее актуальных и эффективных видов познавательной деятельности дошкольников.
Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности : приём пищи, игру, занятие, прогулку.
Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития слабослышащего ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д. Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия, в которых дети, манипулируя с предметами, наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Потребность слабослышащих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, я планирую:
1. Изучить передовой педагогический опыт по теме, накапливать материалы по познавательному развитию детей с КИ в процессе экспериментирования
2. Создать картотеку игр и опытов с водой,песком и др. материалами.
3. Пополнить развивающую среду необходимыми материалами для опытов
(- сосуды разных форм и объемов (чашки, ложечки, воронки, баночки с разным диаметром отверстий);
- мелкие игрушки из разных материалов (пластмассовые, резиновые, деревянные);
- природный материал (шишки, камешки, ракушки, палочки);
- бросовый материал (деревянные дощечки, металлические брусочки, губки, кусочки ткани, пластмассовые трубочки, пробки);
- самодельные плавающие игрушки-кораблики (пробка с мелкой игрушкой, скорлупа от грецкого ореха с флажком, кораблик из пенопласта);
- пищевые красители, шампунь;
- три-четыре клеенчатых фартука
4. Дополнить условия в групповом помещении. Развивающая среда, обеспечивающая свободу выбора ребёнка,должна содержать такие центры и игры, как: «Головоломки», «Палочки-считалочки», «Веселые прищепки», «Экологический мини-уголок», «Уголок сенсорного развития».
5. Изготовить лепбук.
6. Составить перспективный план работы на год (4 занятия в месяц,в конце года итоговое).
7. Разработка конспектов занятий по данной тематике.
8. Консультации с родителями.
В работе основными являются игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры, они позволят развивать самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний. В результате планирую получить более высокий уровень -познавательного развития детей и их развития в целом