Ксения Баранова
Развитие познавательной активности у детей посредствам использования элементов технологии ТРИЗ
Слайд № 1
Развитие познавательной активности у детей посредствам использования элементов технологии ТРИЗ
Слайд № 2
Все мы - педагоги, желаем, чтобы наши воспитанники не только овладели определенными знаниями, а могли бы активно мыслить, делать выводы, доказывать, находить решение поставленной задачи. А также не испытывали страха перед новым, неизвестным, а, напротив, хватались за него, как за очередное приключение.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей посредствам использования элементов технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Одним из результативных способов, которые способствуют формированию данных качеств, является представленная вам технология.
Слайд № 3
Ее цель – всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
В настоящее время данная технология успешно адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.
Слайд № 4
Девиз ТРИЗ «Творчество во всем» или «Можно говорить все».
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Т. е. мы воспитатели не даем детям готовую информацию, а учим ее находить.
Элементы ТРИЗ начали внедряться мною в работу с первой младшей группы, конечно же, с самых простых и доступных малышам элементов.
Слайд № 5
Первым этапом стало знакомство детей с именами признаков.
Наши малыши узнали, что всё в мире может быть объектом и что его описание и изучение возможно через признаки. Любой признак имеет имя (форма, влажность, вкус и пр.).
Слайд № 6
Одна из форм работы с именами признаков игра «Карусель», в которой дети учатся формулировать вопрос правильно и понятно для окружающих, а также выделять качества конкретного объекта, составлять полную картину о нем.
Слайд № 7
Активно использовались на первом этапе игры, на тренировку аналитического мышления.
Это: «Волшебный мешочек», «Угадай сказочного героя», «Теремок», в которых дети учились видеть характерные признаки объекта, выделять сходства и различия путем сравнения.
Слайд № 8
Очень значимо, что технология ТРИЗ предоставляет широкий выбор форм работы с детьми: индивидуальной работа, с подгруппой, со всеми детьми. А также может использоваться как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и максимально в совместной игровой деятельности детей и педагога, а также в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду.
Слайд № 9
К словесным играм, таким как: «Причина – следствие» или «Раньше - позже» можно возвращаться в течении всего дня.
Например, одеваясь на прогулку, спрашиваем у детей : «Что мы сейчас делаем. Что будет дальше? А что было до этого? А еще раньше?».
Дети учатся ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях, отвечать на вопросы последовательно, выстраивать цепочку событий, развивается диалогическая речь.
Слайд № 10
Игра «Хорошо - плохо» учит детей выделять положительные и отрицательные стороны в объектах, хорошее и плохое.
Например, по теме недели мы говорим о зиме, задаю малышам вопрос:
– Зима – это хорошо? А почему? Что вам в ней нравится? Дети отвечают: много снега, можно кататься с горки! Зима плохо – почему? Зимой бывает очень холодно, можно отморозить нос.
В режимных моментах детей частенько подстерегают загадки или проблемные ситуации.
Например, одеваясь после сна или прогулки, можем спросить у воспитанников: «А если бы на земле исчезли все пуговицы, чем бы мы смогли их заменить?». Или со стола исчезли все ложки, как же нам обедать?
Дети иногда выдвигают самые невероятные идеи, но главное ни в коем случае не критиковать ответы, принимать все варианты, а позже обсудить насколько они нам подходят.
Это позволяет повышать самооценку детей, развивать коммуникативные способности: учить вести спор, слушать друг друга, не бояться высказывать свое мнение.
Слайд № 11
Следующий прием системный оператор, для детей просто «Волшебный экран» — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса, для подробного изучения объекта его частей, временных и пространственных связей объекта со средой.
С детьми мы работаем на белой доске или листе бумаги, для начала берем только один столбец или строку.
Объект изображаем в центре таблицы. Отмечаются его особенности.
Под ним - части объекта. Сверху - частью чего является изучаемый объект.
Слева - прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства?
Справа - будущее. Что может произойти с объектом через некоторое время?
Заполнив таблицу, дети получают целостную картину объекта, которую к тому же можно использовать как схему для рассказывания или подсказку по созданию, к примеру, мини-музея.
На данном этапе уже с некими результатами вошли в мою работу приемы фантазирования.
Слайд № 12
Одним из первых таких приемов является игра «Волшебная дорожка». Изменяя объект, путешествующий по дорожке по определенным признакам, дети находят сходства с предметами окружающего мира, учатся аналогии. Развивается творческое воображение, активизируется мышление, познавательная активность.
Позже малыши стали учиться сочинять свой финал сказок с помощью типовых приемов фантазирования.
Слайд № 13
В этом нам помогают вот эти волшебники, цель которых – изменить свойства объекта. Появившийся в сказке «волшебник наоборот», превращает медведей в добрых, а «волшебник остолбенения» заставит хитрую лису замереть на месте.
Слайд № 14,15
Благодаря введению технологии ТРИЗ постоянно пополняется предметно-развивающая среда группы. Это уголок ТРИЗ, различные настольные игры, такие как «Природный и рукотворный мир», пособия для работы «Чудесный паровозик», «Эмоциональный кубик».
Слайд № 16
Универсальным пособием ТРИЗ технологии являются круги Луллия. Их можно использовать и при изучении программного материала по разным образовательным областям, а можно использовать в качестве игрового пособия для развития фантазии.
С их помощью можно выполнять разные задания:
– соедини правильно;
– найди часть объекта;
– придумать новый объект, сочетая две выпавшие карточки.
Слайд № 17 Например, такой результат можно получить из карточек пчела и лампа.
Слайд № 18
Положительных результатов в работе со всеми детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, именно поэтому знакомство родителей с ТРИЗ начинается с бесед, консультаций. Родителям демонстрируются различные ТРИЗ игры, предлагаются варианты для деятельности с детьми. Картотеки и необходимые материалы размещаются на сайте детского сада.
Слайд № 19
Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, познавательной активности. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникает положительное эмоциональное отношение к получению новых знаний, проявляется большая активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию.
С помощью введения элементов ТРИЗ, наиболее полно развивается в ребенке способность контактировать с людьми, познавать мир, планировать свои действия.
Дети учатся находить решения возникших проблем, повышается их самооценка. Это очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.