Светлана Графчикова
Целесообразность использования элементов двигательной активности на логопедических занятиях в условиях коррекционного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
В последнее время в различных изданиях очень много говорится о развитии познавательных процессов ребенка, его эмоциях, коммуникативных навыках. Эти функции, безусловно, крайне важны, но нельзя забывать и о физическом развитии ребенка. Любое движение, от самого большого - бег, прыжки, махи руками, до самого маленького – выкладывание из палочек фигурок или вырезание ножницами вносит неоценимый вклад в развитие ребенка. Эти движения развивают мозг, стимулируя различные его отделы. Например, общеизвестным фактом является то, что развитие мелкой моторики рук развивает речевые центры, а значит, развивает и саму речь. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнение простых двигательных упражнений является залогом полноценного развития ребенка.
Публикация «Целесообразность использования элементов двигательной активности на логопедических занятиях в условиях коррекционного ДОУ» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Ряд исследований показывает, что у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, особенно у детей, проживающих в городах. Исследователи связывают это с совершенствованием научно-технического прогресса, все большей механизацией человеческого труда. Вследствие недостаточного развития общей моторики и мелкой моторики рук, большинство современных детей не готово к овладению письмом или имеет проблемы в речевом развитии.
Поэтому, одной из основных задач дошкольного воспитания в последнее время ставится задача физического развития ребенка. Работа по исправлению и развитию психомоторики необходима не только при явных нарушениях двигательной сферы детей. Она не менее важна и при незначительных отклонениях, а также в целях профилактики отклонений в развитии моторной сферы, коррекции нарушений в психическом и речевом развитии ребенка.
Особенно остро эта задача встает при обучении и воспитании детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Речевая патология детей носит многообразный характер. В логопедические группы коррекционного детского сада поступают дети, имеющие фонетико–фонематические нарушения и общие недоразвитие речи 2 и 3 уровней, часто осложненными различными формами дизартрии.
У таких детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: дети плохо понимают обращенную речь, у них ограниченный словарный запас, нарушено звукопроизношение, плохо развит фонематический слух, наблюдаются аграмматизмы в речи, не развита связная речь.
Наличие речевого дефекта у детей часто приводит к отставанию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, замедленное развитие всех видов памяти (речевой, зрительной, слуховой, моторной). Своеобразно и поведение таких детей. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками и взрослыми.
Обследование двигательной сферы детей с речевой патологией позволяет обнаружить и отставание их физического развития. К ним относятся:
-гипер- или гиподинамия
-мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
-нарушение общей моторики;
-нарушение мелкой моторики рук, которые проявляются, в первую очередь, в отсутствии или низкой зрелости навыков самообслуживания;
-общая скованность и замедленность выполнения движений;
-дискоординация движений;
-несформированность функций равновесия;
-нарушение ориентировки в пространстве.
Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Эти серьезные проблемы можно успешно решить, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи.
Исследованиями крупнейших ученых (Павлов И. П., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.) изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для туловища, ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, щек, нижней челюсти. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Исходя из вышесказанного, мы выбрали одним из направлений своей коррекционной работы комплексное развитие речи и моторики ребенка. В большей степени этому способствует использование двигательной активности на фронтальных логопедических занятиях по произношению и развитию речи.
Логопедическая работа достаточно напряженная и занимает большую часть времени пребывания ребенка в детском саду. Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей наблюдается нехватка двигательной активности в течение дня. В связи с этим, мы решили компенсировать эту нехватку, разнообразив логопедические фронтальные занятия различными двигательными играми и игровыми упражнениями. Это помогает детям скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развивать подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, память. Нами была сделана подборка игр и игровых упражнений с элементами двигательной активности в соответствии с лексическими темами фронтальных занятий по развитию речи в группе для детей с нарушениями речи. В данной работе представлен материал только к трем лексическим темам: «Овощи», «Осень. Деревья», «Одежда. Обувь» (см. Приложение). В своей работе мы опирались на таких авторов, как Н. В. Нищева, Л. Е. Белоусова, И. П. Воропаева, Т. Р. Кислова, Е. М. Мастюкова.
Это направление в коррекционной работе выбрано нами еще и потому, что одной из основных задач дошкольного образования является укрепление здоровья и всестороннее развитие ребенка, в том числе и физического.
Двигательная активность на фронтальных логопедических занятиях включает в себя :
1. Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.
2. Сюжетно-ролевые зарядки. Они совершенствуют зрительную ориентировочную реакцию, подражательность; являются средством коррекции моторики; активизируют мышление, память, внимание, воображение создают определенный эмоциональный настрой.
3. Пальчиковая гимнастика, которая включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук. Психолог М. М. Кольцова считает, что уровень речевого развития ребенка напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, запаздывает и развитие речи. По данным различных исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают определенного уровня тонкости, т. е. развитие моторики пальцев словно готовит почву для последующего формирования речи.
4. Артикуляционная гимнастика, развитие дыхания, стимулирующие функции речедвигательного аппарата.
5. Психогимнастика, которая проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия, снятия психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения, тренировки психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики).
6. Релаксация - использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Данные подвижные игры и игровые упражнения являются составной частью фронтальных логопедических занятий. На одном занятии целесообразно проводить не одну динамическую паузу, а несколько, направленные на развитие различных двигательных навыков (общая моторика, мелкая моторика рук, развитие равновесия, пространственная ориентация и т. д.). Можно составить фронтальное занятие, полностью состоящее из игр и игровых упражнений, содержащих элементы двигательной активности.
Логоритмические, сюжетно-ролевые упражнения, пальчиковую гимнастику сначала показывает педагог. Дети запоминают стихотворный текст и движения, сопутствующие этому тексту. Потом дети выполняют упражнения и проговаривают текст вместе с логопедом и затем - самостоятельно. При проведении подобных игр и упражнений логопед не обучает детей тем или иным двигательным навыкам (они, как правило, получены детьми ранее, но следит за четкостью и координированностью движений.
При выполнении игровых упражнений психогимнастики и релаксации дети делают все движения самостоятельно, по своему усмотрению. Педагог лишь корректирует того или иного ребенка во время выполнения упражнений.
Работа по развитию артикуляторных навыков ведется на индивидуальных логопедических занятиях. На фронтальных занятиях логопед может провести игровые упражнения, закрепляющие эти навыки.
На занятиях по развитию связной речи можно проводить различные драматизации коротких рассказов, сказок. Такие занятия проводятся в нетрадиционной форме и с использованием элементов театрализованной деятельности (напр., инсценировки «Спор животных», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» и т. д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Хорошо известно, что развитие ребенка происходит неравномерно. Существуют особые периоды, когда отдельные функции формируются наиболее бурно. Важно проводить коррекционную работу своевременно, используя огромный потенциал этих периодов. Многое можно сделать для ребенка именно в дошкольный период его жизни.
Использование сюжетно – ролевых зарядок, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации дает положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, создавая в первую очередь, положительный внутренний эмоциональный настрой ребенка, повышая интерес дошкольника к тому, что он делает. На фоне внутренней раскрепощенности у детей появляется желание воспринимать предлагаемый материал. И, как итог, ребенок легче обучается. У детей быстрее закрепляется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Развивается общая и мелкая моторика пальцев рук: движения становятся более точными, координированными. Также у детей развивается эмоционально – волевая сфера: дети умеют правильно выражать свои эмоции, настроение, адекватно реагируют на различные жизненные ситуации.
Все это является одним из слагаемых компонентов для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста.
Данная педагогическая технология может использоваться в массовой педагогической практике логопедов и воспитателей логопедических групп и массовых детских садов, а также использоваться в качестве профилактики речевых нарушений и стимулирования познавательной деятельности у дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Белоусова Л. Е. «Удивительные истории», СПб., 2001 г.
2. Воропаева И. П. «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников», М., 2003 г.
3. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке», М., 1999 г.
4. «Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Мастюковой Е. М., М., 2002 г.
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М. ,2000 г.
6. Машталь Ольга «Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений, игр». – СПб. : Наука и техника, 2007.
7. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб., 2004 г.