Ирина Миляева
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе предшкольной подготовки
▼ Скачать +Заказ
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе предшкольной подготовки.
Математика позволяет познать различные отношения (количественные, временные, пространственные, величинные, геометрические, формирует понятия и представления о числе, величине, геометрических фигурах и др. Подготовка к математике способствует развитию у детей логического мышления, которому свойственны четкость, краткость, точность,, умение пользоваться символикой и др.
Публикация «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе предшкольной подготовки» размещена в разделах
В процессе усвоения математических представлений формируются логические структуры мышления - классификация, сериация, понимание принципа сохранения величин, происходит овладение различными практическими способами сравнения, группировки объектов по количеству, величине, форме, пространственному расположению, развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет – для определения количества, измерение – для характеристики величины и др.) и понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и внутренние (функциональная зависимость между величиной, меркой и числом, а также совершенствуется способность к абстрагированию и обобщению.
Исходя из этого, можно констатировать, что в математике заложены большие возможности для развития познавательного интереса, так как ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы (Л. И. Божович, Г. И. Щукина).
Математическое образование важно на всех этапах развития человека : в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дети сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают счетом, вычислительной и моделирующей деятельностью.
Значительное воздействие на становление теории и методики обучения детей математике оказали работы психологов Г. С. Костюк и Н. А. Менчинской. Исследования данных авторов заложили основы для целенаправленного формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, обогащения их жизненного опыта, развития любознательности и математического мышления.
Теоретическое обоснование методики формирования элементарных математических представлений у детей дано в работах А. М Леушиной. Автор определила закономерности развития представлений о множестве, числе и счете у детей, а также обосновала этапы формирования счета у дошкольников.
В работах А. М. Леушиной представлены методические рекомендации, которые являются основополагающими при построении методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и на современном этапе. Являясь автором программ по математике, А. М. Леушина указывала, что программа должна содержать систему знаний, направленных на умственное развитие детей. Она отмечала огромное значение специально организованных занятий в усвоении математических знаний и разработала их структуру. При этом она выдвигала требования: практическая деятельность детей должна занимать большую часть времени всего занятия, педагог должен активизировать эту работу детей.
Усваивая количественные, величинные, пространственные отношения, знакомясь со свойствами и признаками различных предметов, овладевая вычислительной деятельностью, упражняясь в правильном употреблении временных понятий, при подготовке к математике у дошкольников развиваются сложные операции мышления – сравнение, анализ, синтез, обобщение. Например, при знакомстве с четырехугольником, дети сравнивают новую фигуру с уже известными фигурами, сопоставляют и обобщают общие и различные их признаки. Сформированные операции мышления обеспечивают успешность решения детьми проблемных ситуаций.
Важное место в математическом развитии детей занимает совместная познавательная деятельность. В диалоге друг с другом дети осознают учебную ситуацию, решают ее, вместе рассуждают, творят, учатся приемам умственной деятельности. Детское экспериментирование, опыты, моделирование, самостоятельные наблюдения и др. способствуют развитию у дошкольников познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.
Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно также без дидактических игр. Их применение отлично может помочь в восприятии материала, где ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Благодаря учебной задаче, представленной в игровой форме (игровой замысел, игровым действиям и правилам, ребенок незаметно для себя усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами. Игры про цифры и числа с ярким привлекательным оформлением, основанные на понятных жизненных примерах, помогут ребенку научиться анализировать, сопоставлять предметы, сравнивать их качества и запоминать арифметические действия.
2. Игры путешествие во времени - служат для знакомства детей с днями недели. В ходе таких игр дети узнают, что каждый день недели имеет свое название.
3. Игры на ориентирование в пространстве. При помощи этой группы дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Игры с геометрическими фигурами. Эта группа игр учат различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме, тем самым помогают уверенно ориентироваться в окружающем мире. Игры с геометрическими фигурами позволяют ввести сначала в словарный запас детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, пирамида).
5. Игры на логическое мышление. Это игры, которые носят познавательный характер : различные загадки и головоломки, развивающие игры стимулирующие умственную активность ребенка.
Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приемов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.
Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребенок получает сначала вне игры, в играх только создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Большинство дидактических игр по своей структуре не позволяют сообщить детям новые знания, но это не значит, что в принципе такое невозможно.
Ознакомление с новым математическим содержанием возможно путем проблемного изложения учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование проблемных заданий, которые ставят детей в необходимость решить поставленную задачу, найти ответ на вопрос, узнать правильное решение. В ходе такого обучения будущие школьники понимают логику и последовательность поиска решения проблемной ситуации (преодоление мыслительного затруднения, исследуют, участвуют в совместных опытах и экспериментах.
Совместное решение проблемной ситуации вызывает радость «открытия», удовольствие от общения друг с другом, повышает уверенность в своих знаниях у менее развитых детей, создает новые проблемы поиска, тем самым, активизируя стремление к углубленному познанию того или иного предмета, явления.
Содержание математического обучения должно быть направлено не только на формирование у детей основных математических представлений и понятий (число, множество, счет и др., но и вооружать детей приемами математического мышления (анализ, сравнение, обобщение и т. д., тем самым, способствуя интеллектуальному развитию дошкольников, формированию интереса к математике в процессе самостоятельной деятельности.
Современные концепции математического образования детей дошкольного возраста ориентированы на более раннее формирование элементарных математических представлений, введение детей в мир математической логики, на освоение новых способов познания мира, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для дальнейшего обучения в школе.
В процессе обучения математике дети включаются в решение разных задач:
- осваивают свойства предметов;
- проводят различные группировки их, идентификации предметов;
- устанавливают соответствия, отношения и зависимости;
- моделируют;
- экспериментируют.
Все эти действия вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности мышления. У детей закладываются предпосылки учебной деятельности: принятие учебной задачи, элементарное планирование работы, овладение общим способом действия. Кроме того, в ходе усвоения математики проявляются «интеллектуальные» эмоции: удивление, интерес к познанию, радость открытия, сомнения, уверенность в правильности своего решения и т. д. «Интеллектуальные» эмоции делают процесс познания более привлекательным, живым, настраивают ребенка на положительное отношение к изучаемому предмету.
Таким образом, теоретический обзор литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством деятельности. В старшем дошкольном возрасте возможно формирование устойчивого познавательного интереса при условии специальной организованной работы со стороны педагога.
Основными условиями развития познавательного интереса у дошкольников является содержание изучаемого материала, направленное на интеллектуальное развитие дошкольников, способ его подачи. Одним из средств развития познавательного интереса у будущих первоклассников является предшкольная подготовка.
2. Предшкольная подготовка есть способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе; ориентированное на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе.
3. Основными целями введения предшкольного образования являются:
– создание одинаковых стартовых возможностей будущих школьников для начала обучения в школе;
- интеллектуальная и психологическая подготовить детей к обучению в школе и выравнивание уровня их развития;
– обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
– сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка; при необходимости коррекция незначительных нарушений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей, что позволит психологически подготовить ребенка к последующему школьному обучению.