Наталья Денисова
Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка?
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Поисковая активность – естественное состояние младшего дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами. Исследовательское поведение для ребенка – главный источник получения представлений о мире, который начинает открываться через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Дети по своей природе исследователи. Исследовательское поведение для них - главный источник получения представлений об окружающем мире.
Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, мышление, логика, творческие способности.
Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в организованной образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
• подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
• формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
• способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
• испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления. Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой.
Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей со свойствами неживой природы данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : оборудование для проведения опытов и экспериментов, картотека опытов, игры по экспериментированию. Опыты в картотеке для удобства в использовании расположены по темам. Для этого в группе с помощью родителей был оборудован центр «Исследовательской деятельности».
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
• Организованная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;
• совместная деятельность педагога и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Начинала с самого простого - с экспериментов с водой. В режимных моментах с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Умывается кукла» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной. На прогулке, утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса.
Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится. В этих формочках есть отверстия, через которые вода льётся.
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ: наливаю в баночки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.
Детям очень понравилось окрашивание пипеткой. Из ватных дисков я изготовила снеговиков. Развела в емкости гуашь. Затем дети при помощи пипетки и цветной воды раскрашивали снеговиков. При помощи пипетки ребенок тренирует: усидчивость, аккуратность, развитие силы нажима. Главное здесь помочь ребенку в последовательности: надавить на грушу пипетки, отпустить пипетку в воду, отпустить грушу пипетки, не выпуская саму пипетку, достать пипетку из воды, не надавливая на грушу, надавливать на грушу пипетки, окрашивая снеговиков.
Провожу очень интересный эксперимент с бумажными цветами. Вырезаю из цветной бумаги цветы и звезды. Сворачиваю лепестки к середине. При помощи пульверизатора опрыскиваю цветы и звезды. Большой восторг у детей вызывает процесс открывания лепестков.
Зима – самое время проводить опыты со снегом и льдом. Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то напоминают ребенку фокусы, главное - дать маленькому человечку возможность все сделать самому. Для проведения данного опыта я заморозила в емкости лед, на дно емкости положила мелкие грушки. При помощи теплой воды мы размораживали лед. Дети узнали, что лед твердый, холодный и что его можно растопить при помощи теплой воды.
Наш самый зрелищный опыт «Извержение вулкана», который легко сделать своими руками. Опыт очень прост, для него потребуется сода, лимонная кислота, жидкое мыло и вода, банка и пластилин. Из банки и пластилина сооружаем вулкан. Затем смешиваем сухие ингредиенты и помещаем их в банку. Затем наливаем в банку жидкое мыло, разбавленное водой. Из горловины начинает извергаться шипящая лава из плотной пены. Это красочный и увлекательный момент, за которым дети с восторгом наблюдают.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании детей. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Проведена консультация на тему: «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Опыты на кухне», «Опыты с водой и льдом». В родительскую группу периодически отправляли фотоотчёт о проделанных экспериментах с воспитанниками.
Выводы:
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей более интересной и разнообразной.
Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательной деятельности своего ребенка, появились общие интересы детей и родителей.
Результаты всей проделанной работы показали, что развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста особенно важно. Младшие дошкольники проявляют повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг них. Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается. В возрасте 2-3 лет дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослыми игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослым. Поэтому планирую дальнейшее использование экспериментирования в своей работе с дошкольниками, которые испытывают радость, удивление и даже восторг от своих маленьких открытий.
Список литературы
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М Айрис-пресс, 2008 г.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. 3. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.