Татьяна Строченко
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Усвоение информации об окружающем мире зависит от того, насколько у человека развит познавательный интерес.
Современные исследования, посвященные развитию детей дошкольного возраста, все чаще затрагивают проблему развития познавательного интереса у ребенка (Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» размещена в разделах
Целенаправленно организованные виды детской деятельности играют большую роль в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО определена познавательно-исследовательская деятельность дошкольника, которая развивается на основе познавательного интереса и обобщенных познавательных действий. В естественной форме эта деятельность проявляется в детском экспериментировании с предметами или вербальном исследовании - вопросах, задаваемых взрослому.
При отборе содержания образовательной деятельности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей педагогу необходимо охватывать множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего ребенка мира, а также сделать содержание образования привлекательным для него.
Ю. К. Бабанский рекомендует следующие условия для развития познавательного интереса у дошкольников :
- актуальность и новизна содержания обучения;
- раскрытие значимости знаний;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- использование сравнения и аналогии;
- эффект парадоксальности, удивления;
- использование произведений искусства и литературы;
- учебные дискуссии;
- познавательные игры;
- применение компьютеров.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина отмечают в своих работах, что познавательная активность является подготовительной ступенью самостоятельности. Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательной задачи без участия взрослых. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область.
Содержание познавательного развития детей предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий, технологии проектной и исследовательской деятельности, опытнической и экспериментальной деятельности, игровых проблемных ситуаций, в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, речевом развитии, игре и др.
В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей :
-опора на природную детскую любознательность;
-поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях;
-уважительное к таким вопросам отношение;
-опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
-организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;
-обогащение предметно-пространственной среды.
Таким образом, активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов.