Альфия Айдапкулова
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Исследовательский проект «Наш весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта: по количеству участников – коллективный, по контингенту – детско-родительский, по направленности – межпредметный, по характеру деятельности – творческий, по продолжительности – долгосрочный.
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями. Содержание проекта расширено за счет использования и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Публикация «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста, Исследовательский проект „Наш весёлый огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Получить урожай зелени, выращенный самими дошкольниками.
Задачи:
• Учить правильно, ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
• Формировать осознанно – правильное отношение к труду человека, к окружающей природе.
• Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; активизировать словарь (корень, луковица, посадить) .
• Учить детей ставить перед собой цель – подготовить инструменты, рабочее место и убрать за собой.
• Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Методы и приемы:
словесный – чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, консультации;
наглядный - показ, наблюдение, сбор фотоматериала, информация для родителей, праздник «Весёлый огород»;
практический – дети самостоятельно выполняют задания, дидактические и сюжетно – ролевые игры.
Средства: земля, семена, контейнеры для рассады, мини – парник, лейка, эстетическое оформление проекта.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадки, пословицы. Сбор, приобретение и накопление различного (методического, технического и эстетического) материала.
Роль родителей в реализации проекта: создание альбома проекта, подбор и приобретение материала для проекта, изготовление подготовка и участие в итоговом развлечении по окончанию проекта.
Составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде»
Составление альбома:«Вот какой огород!»
Ожидаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение.
Выставка детских рисунков «От семени к ростку»;
Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
Введение:
Мы считаем, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Веселый огород», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.
Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Мы понимаем, что для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Содержание проекта:
Первый этап: определение срока и цели проекта; изучение методической литературы; сбор материала; составление плана.
Деятельность педагога: Организационная деятельность
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
3. Составить перспективный план мероприятий.
4. Создание папок к проекту «О пользе овощей», «Полезные советы маленьким огородникам», «Как научить детей кушать то, что полезно», «Наблюдения и исследования», «Сказки, загадки, рассказы про огород».
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Беседы с детьми: «Где живут растения?», «Ах, картошка!», «Лакомство для зайчат», «Вершки и корешки», «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?».
2. Беседа о пословицах «Без трудов не будет и плодов», «Помогать всегда я рад».
Взаимодействие с семьей:
1. Родительское собрание «Участие родителей в проекте «Веселый огород».
2. Предложить родителям собрать коллекцию семян для проекта.
3. Консультация для родителей: «Витамины в саду и на грядке»; «Витаминный алфавит в овощах».
4. Оформление информационного стенда «Ваш ребёнок – исследователь», «Удивительное в природе».
Второй этап: создание развивающей среды в группе в соответствие с темой проекта. Определение задач развития детей в проектной деятельности.
Деятельность педагога: Организационная деятельность
Задачи:
1. Формировать естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность.
2. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация) .
3. Формировать познавательные, практические и творческие умения.
4. Воспитывать этические и эстетические чувства.
5. Формировать основы информационной компетентности.
6. Становление партнерских взаимоотношений между педагогами, воспитанниками, родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Рассматривание семян (укропа, петрушки, лука, посадка семян).
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «На даче» Игра-драматизация «Чудесное лукошко». Настольно-печатная игра «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек»
Художественное творчество: Рисование «Моя семья трудиться», «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»
Выпуск семейной газеты «Мы любим трудиться»
Изготовление атрибутов для оформления огорода
Аппликация. «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Рисование. «Моя семья трудиться», «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»
Лепка. «Репка на грядке».
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Мужик и медведь», Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи»
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме размеру, вкусу) .
Взаимодействие со специалистами:
Беседа медицинской сестры с детьми на тему «О пользе овощей для детского организма».
Игры музыкального руководителя с детьми:
инсценировка – игра «Огородная – хороводная»;
игра – драматизация «Репка»;
музыкальная игра «Урожай собирай».
Третий этап: осуществление проекта, исследовательский этап.
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Земля. Узнаем, какая земля».
Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода. Вода и растения».
Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) .
3. Опытно-экспериментальная деятельность: «Солнце. Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) .
4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Человек и растения».
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .
Четвёртый этап: заключительный - итоговый праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе.
Конкурс «Угадай название овоща».
Выставка рисунков «От семени к ростку».
Взаимодействие со специалистами: проведение итогового праздника «Весёлый огород» для детей и взрослых совместно с музыкальным руководителем.
Заключение:
Пройдя все этапы проекта «Наш веселый огород» дети, родители и педагоги сделали для себя много открытий, многому научились.
У детей сформировалось познавательное мышление и сенсорные способности, у детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях.
В ходе проекта расширялись представления детей об овощах и фруктах. Работа по ознакомлению детей с природой продолжается и в настоящее время.
Дети научились ухаживать за растениями
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводилась непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, беседы.
В группе была оформлена выставка детских рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки. Провели конкурс «Угадай название овоща».
Благодаря такой познавательно-исследовательской работе у детей формируется собственный жизненный опыт ребёнка, развивается:
• способность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, планировать свои действия,
• умение изобретать, самостоятельно делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально реагировать при встречи с прекрасным, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, оценивать их с позиции «хорошо-плохо».
Литература:
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.
Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.
Ресурсы интернета:
mdou35.narod.ru›konspekt_druzya_yejika.html
festival.1september.ru
http://playroom.com.ru/zagadki.php#5