Виктория Татурина
Знакомство с построением предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста по разделу Развитие игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие игровой деятельности».
Цель: изучение принципов построения развивающей среды и их реализацию в своей возрастной группе.
Выполнение задания:
1. В соответствии с ФГОС в средней группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.
Публикация «Знакомство с построением предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста по разделу Развитие игровой деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого началось оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, теневой, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с детьми готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Центр искусств «Юное дарование». Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Наше творчество», к которому имеется свободный доступ.
Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь подобраны и размещены в растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
Исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты уже с младшего дошкольного возраста, например с песком: «Песочные часики», «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка». Так же с бумагой: «В Царстве бумажной королевы», «Свойства бумаги»; «Волшебная капелька» или «Какая бывает вода водой, магнитами, воздухом, солнечным светом и т. д.
Зона для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье» и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Центр манипулятивных (настольных) игр и игрушек. Лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры с фишками, магнитные картинки)
Строительный центр. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде
Так же в группе есть литературный уголок. Деятельность в этом уголке направлена на формирования интереса к книге и потребности к чтению.
Уголок безопасности дорожного движения. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Правила дорожного движения должны знать все и начинать изучать их следует с самого раннего возраста.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Игровая среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Цель взрослого в игровой среде — содействовать развитию ребенка как личности.
Фотоотчет (диск 1, приложение № 1)
2. При построении учитывались – возраст детей, уровень их развития, склонности, способности интересы, гендерный состав и личностные особенности.
В построении предметно-пространственной среде ДОУ реализовались следующие принципы: принцип информативности, вариативности, полифункциональности и трансформируемости.