Александра Маслова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста
[Радостная пора открытий.
Всё новое усваивается ребенком прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. На этой закономерности основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей группы и всей нашей дошкольной образовательной организации.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше вопросов у него возникает. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь малышу самостоятельно видеть удивительное вокруг и находить ответы на эти вопросы. поэтому ведущей идеей нашего педагогического опыта стало использование методов и приёмов, позволяющих сформировать у дошкольников навыки опытно-экспериментальной деятельности. Исходя из актуальности темы, мы поставили цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно-развивающая среда, которая стимулирует исследовательскую деятельность ребёнка. Нами разработан центр экспериментирования, в котором созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В этом центре имеются тематические альбомы («Что сделано из металла, стекла, дерева?», «Свет», «Что нужно растениям?», «Песок и глина»); коллекции (семена растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, крышки); дидактические игры и пособия («Что как звучит?», «Угадай, кто позвал», «Вижу, не вижу, поменяло цвет», «Чудесный мешочек», «Чудесная коробочка»); самодельные игры («Круговорот», «Магнит-немагнит»); схемы, модели; книги познавательного характера, атласы и, конечно же материал для экспериментирования.
Среди материалов для экспериментирования в нашем центре можно найти приборы-помощники – лупы, весы, детский микроскоп, песочные часы, компас, магниты, вентилятор, сосуды из различных материалов – пластмассы, стекла, металла, керамики; природный материал – камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, перья, листья и др; технические материалы – гайки, скрепки, болты, и др. ; разные виды бумаги – обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски идр.); детские халаты, фартуки из плащовки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Обогащение детей знаниями, расширение их кругозора, воспитание познавательного интереса происходит через использование разнообразных форм и методов работы.
Наблюдение природных явлений в реальной жизни (появление и пожелтение листьев, листопад, замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, туман, радуга, распространение грома и молнии, рост и убывание луны и др.) побуждает детей к поиску объяснения причин их появления и образования. Рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощённых рисунков позволяет облегчить понимание сложных явлений. Использование энциклопедических данных, просмотр научно-популярных видео и презентаций, слушание аудиопутешествий «Ушастика» повышают интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию. В ходе экскурсий в библиотеку дети получают много знаний о создании книг, об интересных изобретателях и их изобретениях.
Экспериментальные игры («Тоне-не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать?» и др., дидактические игры («Времена года», «Назови, кто я?», «Где чей домик?», словесные игры («Что лишнее», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., строительные игры (с песком, водой) повышают знания об окружающем мире, позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей, развивают внимание и воображение.
Детские впечатления мы закрепляем с помощью чтения литературы, бесед на темы: «От чего человек может заболеть?», «Добрая и опасная вода», «Откуда дует ветер?» и др. Сформированные представления малыши «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности.
В результате нашей работы ребята научились фиксировать результаты опытов, стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, определении последовательности проводимого эксперимента, самостоятельно, с интересом работают в центре экспериментирования, реализуют исследовательские и групповые проекты.
Таким образом, исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию познавательной потребности и творческой деятельности детей; во-вторых, учит ребят самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладению методом научного познания; в-четвёртых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.