Папки-передвижки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста

Александра Маслова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста

[Радостная пора открытий.

Всё новое усваивается ребенком прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. На этой закономерности основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей группы и всей нашей дошкольной образовательной организации.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше вопросов у него возникает. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь малышу самостоятельно видеть удивительное вокруг и находить ответы на эти вопросы. поэтому ведущей идеей нашего педагогического опыта стало использование методов и приёмов, позволяющих сформировать у дошкольников навыки опытно-экспериментальной деятельности. Исходя из актуальности темы, мы поставили цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к познанию и размышлению через организацию детского экспериментирования.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно-развивающая среда, которая стимулирует исследовательскую деятельность ребёнка. Нами разработан центр экспериментирования, в котором созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В этом центре имеются тематические альбомы («Что сделано из металла, стекла, дерева?», «Свет», «Что нужно растениям?», «Песок и глина»); коллекции (семена растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, крышки); дидактические игры и пособия («Что как звучит?», «Угадай, кто позвал», «Вижу, не вижу, поменяло цвет», «Чудесный мешочек», «Чудесная коробочка»); самодельные игры («Круговорот», «Магнит-немагнит»); схемы, модели; книги познавательного характера, атласы и, конечно же материал для экспериментирования.

Среди материалов для экспериментирования в нашем центре можно найти приборы-помощники – лупы, весы, детский микроскоп, песочные часы, компас, магниты, вентилятор, сосуды из различных материалов – пластмассы, стекла, металла, керамики; природный материал – камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, перья, листья и др; технические материалы – гайки, скрепки, болты, и др. ; разные виды бумаги – обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски идр.); детские халаты, фартуки из плащовки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Обогащение детей знаниями, расширение их кругозора, воспитание познавательного интереса происходит через использование разнообразных форм и методов работы.

Наблюдение природных явлений в реальной жизни (появление и пожелтение листьев, листопад, замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, туман, радуга, распространение грома и молнии, рост и убывание луны и др.) побуждает детей к поиску объяснения причин их появления и образования. Рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощённых рисунков позволяет облегчить понимание сложных явлений. Использование энциклопедических данных, просмотр научно-популярных видео и презентаций, слушание аудиопутешествий «Ушастика» повышают интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию. В ходе экскурсий в библиотеку дети получают много знаний о создании книг, об интересных изобретателях и их изобретениях.

Экспериментальные игры («Тоне-не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать?» и др., дидактические игры («Времена года», «Назови, кто я?», «Где чей домик?», словесные игры («Что лишнее», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., строительные игры (с песком, водой) повышают знания об окружающем мире, позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей, развивают внимание и воображение.

Детские впечатления мы закрепляем с помощью чтения литературы, бесед на темы: «От чего человек может заболеть?», «Добрая и опасная вода», «Откуда дует ветер?» и др. Сформированные представления малыши «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности.

В результате нашей работы ребята научились фиксировать результаты опытов, стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, определении последовательности проводимого эксперимента, самостоятельно, с интересом работают в центре экспериментирования, реализуют исследовательские и групповые проекты.

Таким образом, исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию познавательной потребности и творческой деятельности детей; во-вторых, учит ребят самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладению методом научного познания; в-четвёртых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2020 в 22:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Маслова (УИ 338479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД