Юлия Седых
Развитие потенциала, индивидуально выраженных способностей дошкольников через освоение различных игровых техник
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении десятков лет педагогической общественностью осознавалась ответственность за воспитание подрастающего поколения. И в настоящее время модернизация ДОУ нацеливает работников образование на использование всех возможностей, всех ресурсов, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, влияющего на всестороннее развитие личности. К таким средствам и относится игра. В игре ребёнок развивается как личность.
Темочки:
Проблема обучения формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) дошкольников в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделировании на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления у дошкольников в большей мере способствует изучению формирования элементарных математических представлений.
Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Б. С. Костюк и другие.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.
Анализ научных исследований педагогического опыта (А. М. Леушина, А. А. Столяр и другие.) убеждают в том, что рационально организованное обучение дошкольников формированию элементарных математических представлений обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально-организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей).
Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине, и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов с помощью условных и общепринятых мер измерения, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.
В детских играх отражается окружающая детей жизнь. Её место в жизни детей, содержание и форма опосредованно определяется содержанием и формой труда и быта взрослых. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Важное значение для современной теории детской игры имеют основополагающие идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и другие.
Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые и другие.
Одним из способов умственного воспитания является игра. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей : сюжетно-ролевые игры расширяют представление об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний, а также активизируют мыслительную деятельность детей. Вопросы формирования элементарного математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки являются хорошим материалом в обучении детей счёту, позволяют сформировать у ребёнка понятие о числе, форме, величине, пространстве и времени.
В концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяются гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Значение практического применения элементарных математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счёту…также не должно спешить и идти дальше, не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчёркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребёнок их получал.
Для сохранения высокой активности, работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания необходимо постоянное стимулирование и поддержание интереса у детей дошкольного возраста. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед.