Лучший педагог года

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Светлана Крайнова
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

«Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи»

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, потребности в творческом самовыражении, формирование эстетической культуры дошкольника, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Публикация «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческих навыков и голоса.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Речевое недоразвитие отличается рядом характерных особенностей, которые необходимо учитывать при развитии певческих навыков на занятиях : стойкое затруднение в названии слов; опускание звуков и слогов, перестановок и замен; частые паузы и задержка темпа речи. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов.

Методы и приемы для формирования вокальных навыков у детей :

Речевой этап:

- артикуляционная гимнастика,

-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,

- развивающие игры с голосом,

- речевые ритмо –интонационные игры,

-ритмодекламация,

- речевые зарядки.

Их общая цель - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению; «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух; подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков.

Для выработки навыка выразительной дикции мы рекомендуем использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламация.

Артикуляционная гимнастика:

-движение челюстей

-открывание и закрывание рта;

-имитация кашля, жевания, боковые движения нижней челюсти;

-беззвучное произношение гласных -а-, -э-, -и-, -о-, -у-

-движение языка (вытягивание трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке)

-активная гимнастика мягкого неба (глотание воды, покашливание, полоскание горла, имитация жевания)

- пропевание гласных шепотом и громко.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

Навык речевого и певческого дыхания развивается постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, пальцев, нормализует размеренное, плавное дыхание. («Деревья», «Листик дерева»)

Основные задачи дыхательных упражнений: укреплять физиологическое дыхание детей ; формировать правильное речевое дыхание.

(«Цветочный магазин»- вдох через нос «Свеча»- медленный выдох на пламя «Насос»- выдох при длительном произношении –ш ш)

Развивающие игры с голосом.

Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь, голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т. д., «голосам» неживой природы (тикать, капать и т. д.).

Речевые ритмо-интонационные игры и ритмодекламация.

Ритмо-интонационные игры и ритмодекламация способствуют: - развитию речевого и музыкального слуха; - чувства ритма, темпа, тембра; - раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса; - формируют естественное звучание голоса; - развивают дикцию и выразительность голоса. Игры и упражнения начинаем с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Данный вид деятельности очень полезен для детей с недостаточной координацией слуха и голоса. Игра «Здравствуйте», «Имена», «Солнышко», «Дождик».

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаем детям ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Одним из любимых видов деятельности детей является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Все упражнения и игры речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата. Надо учить детей петь протяжно, напевно. Для этого в своей практике используем распевки:

- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком обратить внимание на правильное положение рта при продевании гласных звуков.

- пропевание различных слогов например, «ми – мэ – ма – мо – му» на одном звуке;

- пропевание нисходящих и восходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а».

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой.

Музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства.

Музыкальные приветствия «Здравствуйте», «Кто как кричит» М. Картушиной. Певческие импровизации – очень эффективный метод развития ладового чувства.

Также для работы с детьми с нарушением речи предлагаем сборники логопедических распевок Л. Б. Гаврищевой, Т. С. Овчинниковой и др.

Основной принцип логопедических распевок – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. В своей практике используем песни-игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой – увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога. Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными и логопедическими задачами.

Таким образом, под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей. Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, индивидуальный подход, учитывающий его возрастные психофизиологические, речевые и музыкальные возможности – это залог успешной работы. Совместная работа логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и родителей способствует коррекции речи ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки»Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки» Мастер – класс «Музыкальные капельки» Представляю вашему вниманию пошаговое изготовление музыкально –дидактического пособия на развитие.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Опубликовано: 8 мая 2024 в 13:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крайнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД