Ирина Арсеньева
Развитие певческих исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами специальных технологий обучения пению
▼ Скачать + Заказать документы
Накопленный опыт и желание детей старшего дошкольного возраста заниматься музыкально-исполнительской деятельностью (пением) способствовали более углублённой работе по песенному творчеству детей.
Первичное педагогическое отслеживание уровня освоения детьми раздела «песенное творчество» показало, что на начало года только 5% детей имеют высокий уровень, 75% - средний, 20% низкий. Вывод: нужна усиленная работа по совершенствованию и развитию песенных навыков и умений, музыкального слуха, чувства ритма, метра, музыкальной памяти, способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать её содержание. Всё это можно осуществить в более углублённой работе по песенному творчеству детей, тем более пение является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности. Таким образом, с 2013г., моя методическая тема - «Развитие певческих исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами специальных технологий обучения пению». Методическим обеспечением данного направления работы стала примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
Публикация «Развитие певческих исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами специальных технологий обучения пению» размещена в разделах
Также используются парциальные программы художественно-эстетической направленности и педагогические технологии :
«Детство с музыкой» А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, коммуникативные игры и песни «Вместе» Е. Рыбак. В подборе репертуара использую творчество современных композиторов: И. Ярмак, Е. Рыбак, В. Попова, А. Шамшуры, В. Оншина. Опираюсь на материалы пособия М. Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», где предоставлен многолетий опыт работы автора с детьми дошкольного возраста.
Основная направленность работы: психологическое раскрепощение ребёнка через освоение навыков песенного творчества, развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Задачи направления решаю в соответствии с ФГОС.
Особенности данного направления:
- развивать у детей умение чисто интонировать в пении;
- развитие у детей, в процессе пения, сенсорных, мыслительных, эмоциональных процессов.
-осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
- стимулировать самостоятельную творческую деятельность (сочинение игр, оркестровок, танцев и др.)
- способствовать сотрудничеству и сотворчеству в коллективной музыкальной деятельности;
- использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, приобщая ребёнка к миру прекрасного,
- ориентация не только на развитие детей, но и на самосовершенствование самого педагога.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации
педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Раскрывается путь развития от подражания к музыкальному творчеству.
Составила перспективное планирование по теме. Разработала алгоритм занятий по обучению вокалу.
Разработала систему упражнений по развитию лёгочно-диафрагмального дыхания. Составила картотеку музыкально-дидактических игр для развития певческих умений и картотеку музыкально-дидактических игр для развития песенного творчества.
Разработала алгоритм занятий по индивидуально работе с детьми с низким уровнем развития воображения или недостаточно развитыми певческими навыками.
Подобрала музыку для вокальных композиций, разнообразную по стилям и жанрам, которая соответствует возрастным возможностям детей и поставленным целям.
Разработала систему работы с родителями по формированию певческих навыков.
Для детей, имеющих речевые отклонения, разработала и апробировала песенные упражнения и попевки («Курочка», «Барабан», «Часики», которые помогают приблизить детей к простейшему песенному творчеству, развивают дикцию, протяжное пение, тембровый слух, так как эти дети отличаются низкой работоспособностью, у них пониженный уровень внимания и им требуется дополнительный отдых.
Выбраны музыкально-игровые и песенные упражнения, которые развивают певческие навыки и умения.
Составила картотеки песенно-музыкальных импровизаций и игр на развитие вокальных способностей детей.
Этот материал позволяет преодолевать трудности в развитии вокальных навыков детей, развивает интерес к дидактическим играм и самому процессу песенного творчества.
Дошкольники много импровизируют в пении, могут создавать небольшие мелодические фразы и маленькие песенки на предполагаемые тексты. Песенный репертуар обновляю каждый год, используя новинки из журналов для музыкальных руководителей, электронного журнала «Музыкальный оливье», журнала «Колокольчик», детские песни Татьяны Морозовой, песни и игровые методики Аллы Евтодьевой, репертуара мурманских композиторов (И. Ярмак, В. Попова, А. Шамшуры, программы Е. В. Рыбак «Вместе». Каждый год проходят творческие встречи с композитором Виктором Оншиным, г. Архангельск и Ириной Ярмак, г. Мурманск.
Для выявления начального уровня развития музыкальных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы, певческих способностей, проектирования индивидуальной работы, оценки эффекта педагогического воздействия провожу два раза в год (в начале учебного года и в конце) мониторинг уровня развития певческих навыков и умений.
Логическим продолжением работы по теме стала организация дополнительной образовательной услуги в 2013г. – вокальной студии «Весёлые нотки». Спланированная деятельность вокальной студии позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.
2015 г. – международный конкурс детского творчества «С любовью к мамам». Исполнили песню «Мамочка моя, милая», муз. Канищева. Награждены дипломом за участие. Конкурс проводил информационно-издательский центр «Оливье»