Светлана Печенцова
Развитие памяти в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Период детства является особым этапом существования, которой становится процессом взросления ребенка, вступление его в социум, что предусматривает, приобретение свойств, качеств зрелого человека и развитие психических функций [3].
Дошкольной период – самый благоприятный возраст для развития памяти. У младших дошкольников преобладает непроизвольная память. Ребенок не создает специальных целей чтобы запомнить материал и не владеет особыми способами запоминания. Интересное для него событие легко запечатлеется. В 4–5 лет закладывается первичное формирование произвольной памяти. Осознанное нацеленное запоминание и припоминание происходит время от времени. Они как правило включены в другие виды деятельности, наиболее трудный материал ребенок может воспроизвести играя [3]. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах включенных в игровую деятельность. Сверстники могут выгнать ребенка из игры, если то не внимателен к требованиям и условиям игровой ситуации. Но потребность в общении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Публикация «Развитие памяти в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Третий и четвертый год жизни становиться годами первых детских запоминаний. Ребенок приобретает умения воспринимать, думать, говорить: он осваивает много способов работы с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает контролировать себя. Все это включает в себя работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширений связей ребенка с окружающими, деятельности ребенка. Без этого невозможно усвоить социальный опыт, расширить связи ребенка с другими людьми, деятельность ребенка.
Существуют значительные изменения в памяти детей дошкольного возраста. Постоянное расширение кругозора и быстрое освоение знаниями, умениями и навыками, показывает количественные изменения в детской памяти [2].
В начале ХХ в., когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи представили свое мнение о том, что память у взрослых слабее, хуже, чем память ребенка. Основой для этих высказываний были факты, свидетельствующие об удивительной пластичности детской памяти. По сравнению с взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее, легче и оказывается порой очень прочным.
Детям на самом деле легко дается запоминание, но лучше им запоминается тот материал, который их заинтересовал и получил положительный отклик. Кроме того, быстрота запечатления – всего одно из немногих качеств мнемической деятельности. Длительность памяти, полнота, осмысленность воспроизведения в разных условиях у взрослых все же значительно лучше, чем у детей. Поскольку основным качеством оценки человеческой памяти является способность человека избирательно успешно использовать ранее принятый материал в новых условиях, то есть продуктивно применять ранее приобретенные знания, память ребенка является менее развитой, чем память взрослого человека. Дети не обладают умением фильтровать материал, воспринимать его и классифицировать. Несовершенство детской памяти обнаруживается и том, что ребенок запоминает [1].
Анализируя литературу, можно сделать вывод, что на разных этапах развития у детей преобладают разные виды памяти. Итак, двигательная память начинает функционировать уже на первом месяце жизни ребенка. С середины первого года четко начинает прослеживаться память на эмоции. Некоторые одиночные представления и память на образы в целом начинает проявляться с конца первого года и на втором году жизни.
На втором году начинает проявляться умение сохранять и воспроизводить словесный материал, но особенно быстро это умение проявляется после 7-8 лет, что напрямую связанно с обучением ребенка в школе и с овладением письменной речью.
Накопление сенсорного, практического опыта, развитие элементарных представлений формируется на протяжение первого года жизни ребенок. Но от восприятия память еще отделиться не может. Младенец реагирует оживленной улыбкой, позже радостными звуками, движениями рук, головы, туловища на людей, которые с ним постоянно контактируют. Во второй половине года новая игрушка вызывает у ребенка ярко выраженные реакции, но ей он всё же предпочтет знакомую. Игрушку, с которой малыш играет постоянно, он с легкостью узнает. Начиная с пяти месяцев ребенок начинает узнавать голоса близких людей [4].
На первом году жизни происходит освоение предметными действиями, что способствует благополучному запоминанию реализующихся движений и действий. Быстро происходит усвоение тех действий, которые эмоционально окрашены и подкреплены тем, что малыш достиг того результата, которого хотел. На втором году жизни выполнение некоторых движений выполняются легко и организованно. У детей 4-7 лет некоторые движения преобразуются в навыками [8].
В раннем возрасте большое значение имеет развитие памяти на слова. Когда на втором году жизни ребенок выполняет простые задачи: «принеси куклу» и др. Он работает со словесной памятью, хотя еще не понимает смысл отдельных слов. Развитие смысловой и словесной памяти на прямую зависит от разговорной речи окружающих.
В этот возраст детям достаточно просто дается запоминание комических выражений, «липких» словечек, песен и стихов, поговорок, которые произносят взрослые.
Память детей также характеризуется связями, на которые он основывается, сохраняя воспринятый материала. В сознание дошкольника важную роль играют независимые внешние связи, которые образуются между частями воспринимаемого. Эти связи становятся основанием для механической памяти, не смотря на то что они еще не существенные, а чисто внешние, случайные, образующиеся в процессе активного восприятия сложного материала. Делая упор на понятные ребенку смысловые связи, он может сохранить в памяти кое-какое содержание [5].
Дошкольное детство – это период, когда ребенок обретаем значимый опыт, который постоянно пополняется, дети получают навыки и умения, основанные на представлениях и первичных понятиях. От полученных эмоций в памяти остаются следы в огромном количестве и на долгое время. Память на образы очень значима для психического развития детей, которая интенсивнее всего развивается в период дошкольного детства.
У дошкольников развитие памяти определяется постепенным переходом от непроизвольного и прямого к произвольному и косвенному запоминанию, и припоминанию. З. И. Истомина представила анализ процесса развития произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников. Исходя из этого анализа она сделала вывод, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети лучше запоминают и воспроизводят материал полученный в привычных условиях, то есть без специальной подготовки к мнемическим операциям, являются непроизвольными. У старших дошкольников в этих же условиях наблюдается поэтапный переход от непосредственного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. В то же время, специальные перцептивные действия, которые опосредуют мнемонические процессы и направлены на лучшее запоминание, более полное и точное воспроизведение материала, хранящегося в памяти, различаются и начинают развиваться относительно независимо [6].
Переход от непроизвольной памяти к произвольной состоит из двух этапов, рассмотрим их. Первый этап предполагает формирование мнемических действий и операций, требующихся для этого.
Непроизвольное запоминание – это запоминание информации без волевых усилий и определения цели для запоминания.
Без всяких волевых усилий и пониманию запоминание и припоминание ребенка всё же происходит. Они напрямую зависят от характера деятельности и существуют в ней. Как правило лучше запоминается то, что привлекло внимание ребенка, стало интересным для него.
То, что повторяется много раз непроизвольно запечатлевается. Но далеко не все, что человек видит, что на него влияет, он невольно запоминает. Зинченко П. И. сделал заключение, что продуктом целенаправленной, активной человеческой деятельности непосредственно становится непроизвольное запоминание.
У дошкольников деятельность достаточно разнообразна. Вступая в различные отношения с внешним миром, ребенок учится и запоминает множество предметов. Но память избирательна : лучше запомнить то, что важно, интересно и значимо для человека. И ребенок запоминает то, что ему интересно и по его мнению важно, ребенок испытывает радость открытий, радость познания и действия.
Основным качеством, характеризующим качественные изменения в памяти дошкольника, является переход от непроизвольных к произвольным процессам. У средних дошкольников память носит преимущественно непреднамеренный характер. Для развития эмоциональной сферы, речи и действиям с предметами ребенку необходимо непроизвольное запоминание. Для дальнейшего развития произвольной памяти необходим определенный уровень непроизвольной памяти.
Характерной чертой произвольной памяти является то, что она нацелена на запоминание определенных объектов, а человек ставит перед собой цель запоминания-вспоминания.
Произвольная память начинает развиваться с постановки ребенком преднамеренных мнемических задач на запоминание и припоминание.
Произвольная память своё берет начало с зарождения произвольно воспроизведения вследствие чего появляется произвольное запоминание, цель припомнить у ребенка появляется же раньше цели запомнить.
У дошкольников среднего возраста начинают формироваться формы произвольного запоминания и воспроизведения, а у в старшем дошкольном возрасте они продолжают совершенствоваться. Играя ребенок берет на себя какую-либо роль, именно в это время запоминание становится главным условием.
Произвольное запоминание подразделяется на механическое и логическое. При неоднократных повторениях без проникновения в сущность предметов и явлений формируется механическое запоминание. В процессе механического запоминания складываются только внешние связи между объектами.
По мнению Смирнова А. А. существуют две группы факторов механического запоминания у детей дошкольного возраста :
Непонятный для детей материал очень просто запоминается;
Тенденция запомнить, не вникая в смысл того, что заучивается.
На самом деле, дошкольникам легко запомнить некоторые знания, которые они не могут понять: песни, слова, выражения, употребляемые взрослыми. Успех запоминания этого материала заключается в том, что дети имеют особое отношение к нему. Это привлекает все больше внимания со стороны детей и вызывает их желание найти смысл узнать, что же значит услышанное [7].
Тенденция запомнить, не вникая в смысл того, что заучивается, не является возрастной особенностью памяти детей. Развитие памяти изначально зарождается как осмысленная деятельности, и понимание – это фундамент непроизвольной и произвольной памяти. Формирование логической памяти подразумевает развитие мыслительной деятельности ребенка. Классификация материала в разных видах смысловой группировки, планирование является одним из важных форм логического запоминания.
Важным мнемическим приемом является повторение материала в неизменном виде. Повторение может происходить в разнообразных формах: это и повторение воспринятых предметов и их названий, повторение слов. Повторение материала должно различаться, так как это повысит интерес ребенка к работе, и мнемическая деятельность будет выполняться более успешно.
Основанный на логической обработке материалов, установления смысловых связей и отношений метод запоминания является более сложным и продуктивным.
В дошкольном возрасте дети могут освоить такой метод логического запоминания, как смысловые ассоциации. Этот метод состоит в установлении смысловой связи между словами, действиями и изображениями, и важным методом логической памяти, доступным для дошкольников, является классификация. Она содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе целенаправленного обучения, а также при активном формировании способов логического запоминая у детей, потенциал их памяти раскрывается наиболее явно.
Библиографический список
1. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология: «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольном учреждении» [Текст] /Л. А. Венгер, В. С Мухина. – М. : Просвещение, 1988. – 336 с.
2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., доп. [Текст] / Л. М. Житникова – М. : Просвещение, 1985. – 96 с
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – М. : «Академия», 2011. – 416 стр.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М. : Издательство УРАО, 2015. – 175 с.
5. Люблинская А. Л. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А. Л. Любинская. – М. : «Просвещение», 1971. – 415 стр., с ил.
6. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений: в 3-х кн. [Текст] / Р. С. Немов// кн. 2 Психология образования. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 606 с.
7. Смирнова Е. С. Детская психология: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. С. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 366 с.
8. Черемушкина Л. В. Развитие памяти у детей : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Черемушкина. – М. : «Академия», 2015. – 96 с.