Колесникова Людмила Владиславовна
Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад№50"
город Воронеж
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Развитие памяти дошкольников
посредством метода мнемотехники
Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.
Публикация «Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем и т. д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.
Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т. е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемотехника, в переводе с греческого - "искусство запоминания" - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.
На протяжении детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся связными и ребенок постепенно учится воспроизводить то или иное событие, т. е. благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает образными формами: сенсорные эталоны, символы и знаки. И если мы хотим развить у ребенка образное богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т. е. пользоваться "заместителями".
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
- развитие памяти, внимания, образного мышления;
- преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при графическом воспроизведении.
Работа с таблицами состоит из этапов, в течение которых осуществляются задачи:
1 этап - рассматривание таблицы и обсуждение того, что изображено;
2 этап - осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап - осуществляется пересказ произведения (сказки, стихотворений и т. д.) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. ;
4 этап - делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
5 этап - воспроизведение таблицы ребенком.
Опорным в таблице является изображения главных героев произведений, через которое идет осознание происходящего в нем. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы было понятно детям.
Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Детям самим предлагается зарисовать символы в предложенную взрослым схему-модель.
Работа со схемой-моделью состоит из этапов:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (если дети умеют читать и писать);
- самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель и использовать эту схему как план пересказа;
-закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
В результате использования схем-моделей и мнемотаблиц у дошкольников появляется желание пересказывать художественные произведения, активизируется словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети научились преодолевать робость, застенчивость.
Таким образом, средствами мнемотехники можно не только увлечь детей и дать им новые знания, но и в достаточной степени способствовать развитию памяти дошкольника. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.