Папки-передвижки

Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники

Колесникова Людмила Владиславовна
Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад№50"

город Воронеж

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Развитие памяти дошкольников

посредством метода мнемотехники

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.

Публикация «Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники» размещена в разделах

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем и т. д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т. е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника, в переводе с греческого - "искусство запоминания" - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.

На протяжении детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся связными и ребенок постепенно учится воспроизводить то или иное событие, т. е. благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает образными формами: сенсорные эталоны, символы и знаки. И если мы хотим развить у ребенка образное богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т. е. пользоваться "заместителями".

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:

- развитие памяти, внимания, образного мышления;

- преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при графическом воспроизведении.

Работа с таблицами состоит из этапов, в течение которых осуществляются задачи:

1 этап - рассматривание таблицы и обсуждение того, что изображено;

2 этап - осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы;

3 этап - осуществляется пересказ произведения (сказки, стихотворений и т. д.) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. ;

4 этап - делается графическая зарисовка мнемотаблицы;

5 этап - воспроизведение таблицы ребенком.

Опорным в таблице является изображения главных героев произведений, через которое идет осознание происходящего в нем. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы было понятно детям.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Детям самим предлагается зарисовать символы в предложенную взрослым схему-модель.

Работа со схемой-моделью состоит из этапов:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (если дети умеют читать и писать);

- самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель и использовать эту схему как план пересказа;

-закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

В результате использования схем-моделей и мнемотаблиц у дошкольников появляется желание пересказывать художественные произведения, активизируется словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети научились преодолевать робость, застенчивость.

Таким образом, средствами мнемотехники можно не только увлечь детей и дать им новые знания, но и в достаточной степени способствовать развитию памяти дошкольника. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 08:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти дошкольника посредством метода мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Колесникова Людмила Владиславовна (УИ 910141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД