Ольга Бадашова
Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Общение, как процесс взаимодействия, на мой взгляд, одна из самых важных сторон жизни человека.
В дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются «сценарии» его взрослой жизни, общение становится определяющим фактором будущей успешности. Через взаимодействие со взрослым (общение вербальное и невербальное) ребенок начинает познавать мир. И от качества этого процесса зависит формирование мировоззрения маленького человека. Соответственно, общение ребёнка со взрослым с самого рождения и особенно в дошкольном играет важнейшую роль в его развитии.
Публикация «Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для раскрытия важности этой темы, обратимся к рассмотрению основных понятий: «общение» и «ребенок в дошкольном возрасте».
Общение в психологии по определению Леонтьева А. А. понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми. Исследователи выделяют ряд свойств общения : взаимонаправленное действие, активность участников, отклик партнера по общению, личностная ценность каждого участника. Эльконин Д. Б. рассматривает общение как ведущий вид деятельности в развитии психики человека. Эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в котором он выступает с матерью в качестве субъекта общения. Развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Теперь, кратко охарактеризуем современного ребёнка дошкольного возраста (от3-х до 6-7лет). Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, освоение норм поведения и деятельности людей. Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Возраст 4-5ти лет называют «Почемучками», так как развивается любознательность. Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. Среди них можно отметить гармонизацию отношений со взрослыми, установление отношений со сверстниками, эгоцентризм мышления, который проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своей точки зрения и пока не обладает способностью посмотреть на мир со стороны другого человека. Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка).
Развивается восприятие (дети усваивают перцептивные действия и эталоны, внимание, память (от непроизвольных форм к произвольным).
Проявляется интерес к сказкам, которые становятся средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).
Становление воли, произвольности действий, развивается воображение.
Ученые отмечают, что у ребенка в дошкольном возрасте впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).
Рождается соподчинение мотивов, можно наблюдать у детей в старшем дошкольном возрасте преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям.
В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.
Теперь вернемся к общению, а именно к формам общения. Итак, в период с трех до пяти лет общение ребёнка со взрослым строится на фоне познавательной деятельности. Ребёнок сотрудничает со взрослым в практической деятельности (игровой, познавательной и др.) и в «теоретической», обсуждая события, явления. На этом этапе речь –важнейшее средство коммуникации. Она помогает расширить рамки, доступного для познания, мира. Именно с помощью речи взрослый может обЪяснить взаимосвязь явлений. И эта форма общения названии внеситуативно-познавательной.
К шести-семи годам форма общения преобразуется во внеситуативно-личностную, так как появляется интерес к событиям, происходящим в социальной сфере. Теперь общение имеет самостоятельное значение. Показательны здесь ситуации, когда ребёнок инициирует разговор с воспитателем на тему своих впечатлений, переживаний дома. На этом этапе ребёнку важно достичь взаимопонимания и сопереживания со взрослым. Переход к последующей форме общения происходит по принципу взаимодействия между формой и содержанием. Содержание психической деятельности, достигнутое в рамках предыдущей формы общения перестает соответствовать старой форме, которая обеспечивала прогресс психики. То есть содержание выходит за рамки одной формы общения и обуславливает таким образом переход на следующую, более совершенную форму общения.
Мы уже отмечали важную роль взрослого в возникновении и развитии общения. Взрослый, проявляя опережающую инициативу, постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Именно взрослый, организуя взаимодействие с детьми, способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
В связи с вышесказанным, обратимся теперь к личности самого взрослого. (Современных родителей «разбирать» не будем. Отметим только, что многие из них погружены в работу и виртуальную реальность. Им между собой пообщаться бы… Дети зачастую испытывают дефицит общения с самыми близкими людьми.) Воспитатель! Вот тот человек, который общается с детьми 10-12 часов в сутки. Вот здесь-то и важно, что бы педагог занимал позицию коммуникативного партнерства. Стал для ребенка и его родителей источником информации. В проекте концепции эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса, отмечается важность использования современных форм коммуникации. А также освоение новых позиций: модератор, редактор, фасилитатор, медиатор и др.
Таким образом, мы коснулись вопроса развития форм общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми.
Выводы:
Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Этот период детства сензитивен для развития у ребенка основных коллективистских качеств и человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложновосполнить.
Важное значение в формировании мировоззрения ребёнка имеет личность взрослого, который находится рядом.
Литература.
1. Колесникова И. С. Психологические особенности дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/archive/234/42998/
2. Концепция эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса. Критерии оценки эффективности средств коммуникации между участниками образовательного процесса ДОО (проект)
3. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика. - 1978. – 288 с.
4. Смирнова А. Е. Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. https://childpsy.ru/lib/articles/id/10106.php