Людмила Лунина
Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, творчества и фантазии. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. На современном этапе развития общества также особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Образная речь является составной частью культуры речи. В это понятие включаются такие признаки, как богатство, точность и выразительность речи. Развитие образной речи включает в себя работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической). Образность речи строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение. Для того чтобы мотивировать ребенка на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Создавая свое сочинение (рифмовку, загадку, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. Проблема формирования образной детской речи нашла отражение в трудах известных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца и педагогов О. С. Ушаковой, Л. И. Айдаровой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш, Е. В. Савушкиной, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной и др. Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты и с их помощью ярко, точно и убедительно выражать свои мысли и чувства. Одной из задач, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие связной речи, речевого творчества и интонационной культуры речи включено в Стандарте в состав образовательной области «Речевое развитие». Цель нашей работы: развивать образную речь детей дошкольного возраста через составление загадок и рифмовок. Задачи: формировать умение подбирать слова, близкие по звучанию: слова – рифмы (существительные, прилагательные, глаголы, формировать умение определять и назвать признаки предмета (цвет, форма, величина, рельеф, материал, звук, вкус, действие, количество и пр., сравнивать предметы по разным признакам; обогащать словарь детей; воспитывать интерес к словотворчеству, положительное отношение к совместной со взрослым и сверстниками творческой речевой деятельности. Работу по развитию образной речи и речевого творчества начинали с составления сравнений.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
Модель составления сравнений : Объект – признак объекта – другой объект Например, цыпленок по цвету желтый – такой же желтый, как солнце. Сначала мы упражняли детей в составлении сравнений по разным признакам (цвет, форма, вкус, звук, температура, запах, влажность и др.). Например, «Мячик по форме круглый, – такой же круглый, как яблоко», «Мороженое по температуре холодное, такое же холодное, как снег». Затем детям предлагалось назвать объекты с определенным значением признака, например: круглое по форме (солнце, колесо, тарелка, холодное по температуре (сосулька, лужа, молоко из холодильника) и т. д. Сравнения составляли в процессе разных видов детской деятельности, в том числе и на прогулке: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике», «Листья на деревьях шуршат, как мышки», «Трава на ощупь мягкая, как пушок». Следующим этапом было составление загадок по методике Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх, Н. Н. Хоменко. В работе с детьми они предлагают использовать три основные модели составления загадок. Таблица 1 Модель № 1: «Какой? Что бывает таким же?»
Какой Ёжик Что такое же? колючий но не ёлка пыхтит как паровоз круглый но не клубок
Для составления загадки выбираем объект (например, Ёжик). Составляем образную характеристику по определенным признакам (заполняем левый столбик таблицы). Какой ежик на ощупь? – колючий. Какие звуки ежик издает? – пыхтит. Какой ежик по форме? – круглый. После этого заполняем правый столбик таблицы: Колючий – Что бывает таким же? – Елка, кактус, иголки.
Пыхтит – Что бывает таким же? – Паровоз, чайник. Круглый – Что бывает таким же? – Клубок, шарик. В центральный столбец таблицы вставляем слова – связки «но не» или «как». Получается загадка про ежика : «Колючий, но не елка, пыхтит как паровоз, круглый, но не клубок». Таблица 2 Модель № 2: «Что делает? Что или кто делает так же?»
Что делает? Ёжик Кто делает так же? пыхтит как чайник собирает как жадина семенит как маленький ребенок
Пример составленной с детьми загадки про ежика : Пыхтит как паровоз или чайник. Собирает как хозяйка или жадина. Семенит, как маленький ребенок или как старый дедушка.
Таблица 3
Модель № 3: «На что похоже? Чем отличается?»
На что похоже? Гриб Чем отличается? мужичок но без бороды дом но без окон зонтик но на толстой ножке
Загадка про гриб : «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». Составленные загадки мы оформляем в книги. Дети – активные участники создания таких книг, они с удовольствием рисуют иллюстрации к загадкам, подбирают, вырезают и приклеивают необходимые картинки. Наши загадки загадываем детям и педагогам других групп детского сада, родителям, во время праздников и развлечений.
Список литературы
1. Лелюх С. В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, 2002.
2. Сидорчук Т. А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, 2014.