МААМ-картинки

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Анна Рожкова
Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Коррекционно- развивающие возможности загадки

Наиболее важны из них:

воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы.

Три группы загадок

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?

Загадки второго уровня сложности включают:

загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Трещит, а не кузнечик.

Летит, а не птица,

везет а не лошадь.

Зимой лежал, а весной в реку побежал.

Загадки третьего уровня сложности:

это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

«Красное коромысло", через реку повисло.

Принципы отбора загадок для дошкольников

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.

В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Тематика загадок для маленьких ограничена.

Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

Малышам нужно предлагать загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьет, Песенки поет. (Кошка)

Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка, конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Облегчает задачу и рифмующаяся загадка. Для детей среднего возраста характеристика предмета может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете.

Зимой и летом

Одним цветом.

Этот зверь зимой в берлоге спит,

иногда даже храпит.

Когда проснётся, начнёт реветь.

Как зовут его? Ну, конечно же,. (медведь).

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

и жильцов в нем - миллион.

"Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. "

Джанни Родари

Публикации по теме:

Влияние артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ,.

Консультация для родителей второй младшей группы «Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» учитель-логопед Проскурина О. Н., педагог-психолог Гришко Е. А., воспитатель 2-ой младшей группы Яшина И. А Воспитатель: Сказка учит жить.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста» Компьютерные игры - сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием.

Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитанников младшего возраста (сообщение из опыта работы) Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитанников младшего возраста (сообщение из опыта работы) Ревусова Л. П., воспитатель МАДОУ.

Влияние загадок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Методика обучения детей отгадыванию загадок Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 05:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рожкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД