Анна Рожкова
Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Коррекционно- развивающие возможности загадки
Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Три группы загадок
К загадкам первого уровня сложности относят:
загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?
Загадки второго уровня сложности включают:
загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Трещит, а не кузнечик.
Летит, а не птица,
везет а не лошадь.
Зимой лежал, а весной в реку побежал.
Загадки третьего уровня сложности:
это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
«Красное коромысло", через реку повисло.
Принципы отбора загадок для дошкольников
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.
В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Тематика загадок для маленьких ограничена.
Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.
Малышам нужно предлагать загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьет, Песенки поет. (Кошка)
Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка, конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Облегчает задачу и рифмующаяся загадка. Для детей среднего возраста характеристика предмета может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете.
Зимой и летом
Одним цветом.
Этот зверь зимой в берлоге спит,
иногда даже храпит.
Когда проснётся, начнёт реветь.
Как зовут его? Ну, конечно же,. (медведь).
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
и жильцов в нем - миллион.
"Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. "
Джанни Родари