Безгодова Любовь
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-эстафет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-эстафет
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) посредством использования игр-эстафет
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости
физических сил – важнейший источник жизнерадостного
мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть
любые трудности. В. А. Сухомлинский
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Публикация «Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-эстафет» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Темочки
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников, как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие (Г. М. Алиева,Н. В, Елина, Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов)
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
Однако, как быть, если сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, негативно сказывается на состоянии здоровья, и уровне развития двигательных способностей дошкольников.
А ведь формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.
В то же время, сложившаяся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение игр, как основного средства комплексного развития ребенка его физических, интеллектуальных, психологических и нравственных качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
При проведении с детьми всех форм физического воспитания, очень важно, чтобы занятия физической культурой приносили детям радость. С этой целью необходимо как можно больше включать в занятия и досуг детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) игры-эстафеты, которые оказывают разностороннее воздействие на организм ребенка (Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, Ю. К. Чернышенко, В. Н. Новохатько, Е. И. Панкратьева).
В процессе игр-эстафет у детей дошкольного возраста развиваются не только физические качества, но и духовно-нравственные: умение пережевать за своих членов команды, выдержка, Желание добиваться справедливости, подчиняться правилам, соответствующим образом реагировать на сигнал
Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших условий всестороннего развития дошкольников. Дошкольный возраст является периодом зарождения и формирования этических инстанций. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.).
Анализ литературы показал, что в настоящее время современным детям присущи: агрессивность, неуважение к старшему поколению, не воспитанность, жестокость (Абдулова Т. П., Блюмкин Лавреньева Г. П., Буре Р. С.). Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти духовную пропаганду, что становится причиной снижения критериев нравственности подрастающего поколения и оказывает пагубное влияние на психологическое здоровье современных детей.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание старших дошкольников остаётся первостепенной задачей педагогов и родителей, а следовательно, очень актуальной.
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги.
Особо важное значение для всестороннего развития и нравственного воспитания, придается игровой деятельности, в процессе которой ребёнок активно познаёт окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями. (Е. А. Аркин,
А. В. Запорожец, Д. В. Межеририцкая, Д. М. Маллаев, П. А. Рудник, К. Д. Ушинский, А. П. Усова и другие).
Игровая деятельность, как средство обучения и совершенствования двигательной подготовленности старших дошкольников, является наиболее продуктивным направлением физического воспитания (М. И. Лисина, 1985; А. А Запорожец,1998; И. В. Жулина,2000; М. Ю. Кириллова, 2005; Э. В. Кулемова,2007; И. В. Огородникова,2012; Е. Ю. Юдина,2013).
Организация условий для проявления двигательной активности детей старшего дошкольного возраста остаётся одним из основных направлений в их развитии и является мощным стимулятором жизненных функций.
Дошкольный возраст является наиболее важным в формировании двигательных навыков, физических и нравственных качеств, так как в этот период интенсивно развиваются различные органы и системы.
Анализ литературных источников показывает влияние игры на развитие личности ребенка, и говорит о том, что в ней он приобретает основные навыки общения, а так же качества, необходимые для установления контакта со сверстниками (Д. Б. Эльконин 1936, А. Н, Леонтьев 1948, В. С. Мухина,1999, Б. Б. Кудрявцев 2008, Т. И. Осокина 1986).
На основании анализа актуальности и выявленного противоречия выделена проблема, которая заключается в обосновании эффективности применения игр-эстафет для развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение эффективности применения игр-эстафет для развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств во время игр-эстафет.
2. Обогатить двигательный опыт детей.
3. Развить физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
4. Развить умение владеть эмоциями во время игр-эстафет.
Игры-эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Следовательно, ситуации на игровой площадке, помогают развить у детей старшего дошкольного возраста не только физические качества, но и нравственные: выдержку, умение переживать за своих членов команды, умение поддерживать друг друга, умение контролировать своё поведение.