Екатерина Филаткина
Развитие нравственных качеств посредством сказок у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г. Х. Андерсен.
Актуальность темы: Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
Цель: Создать социальную ситуацию развития для изучения влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для повышения собственного психолого-педагогического уровня компетентности путём изучения необходимой литературы, ознакомления с инновационными методиками;
- Создать условия для выявления особенностей нравственного воспитания в дошкольном возрасте;
- Создать условия для знакомства детей со сказками;
- Создать условия для определения эффективности использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
- Создать условия для формирования системы активного взаимодействия с родителями воспитанников по теме самообразования;
- Создать условия для проведения анализа реализации плана самообразования.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня знаний по теме самообразования;
- Систематизация работы по совершенствованию нравственного питания водетей старшего дошкольного возраста;
- Изучение новых технологий и методик по изучаемой теме;
- Развитие самодисциплины;
- Обогащение предметно - развивающей среды для повышения нравственного питания у детей старшего дошкольного возраста;
- Развитие монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
- Проведение анализа реализации плана самообразования;
- Сформирована система активного взаимодействия с родителями воспитанников, по теме самообразования.
Практический выход: участие в конкурсе чтецов.
ФОРМА ОТЧЁТА ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ:
• совместная деятельность педагога с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Методы и приемы работы: (Объяснение, разучивание, показ, использование проблемных ситуаций и вопросов, игра). Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.
Перспективный план работы
Самореализация:
- Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.
- Оформить в группе библиотеку и регулярно дополнять в течении года.
- Внедрение в практику новых педагогических технологий, передового педагогического опыта.
- Подготовка инсценировки сценки по выбранной детьми тематике.
- Подбор стихотворного материала.
- Изготовление дидактических игр своими руками по мотивам сказок.
- Самоанализ проделанной работы. Корректировка планов дальнейшей работы.
Взаимодействие с воспитанниками
«Неделя добра» Составление списка добрых дел
«Мои добрые дела»
«Мир не без добрых людей» Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Доброта важнее всего» Чтение и обсуждение сказки «Снежная королева»
«Волшебство добрых слов»
«Мои поступки» Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Дарите людям доброту» Чтение и обсуждение сказки «Дюймовочка», «Гензель и Гретель»
«Рисуем сказку» Выставка детских рисунков
«Добрая сказка» Сентябрь
Взаимодействие с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» Памятка для родителей
«Добрые поступки» Папка-передвижка
«Воспитывать доброту!» Консультация для родителей
«Желание помочь другим», Папка-передвижка
«Роль книги в нравственном воспитании детей» Консультация
«Вежливые слова» Папка-передвижка
«Азбука доброты» Папка-передвижка Сентябрь
Взаимодействие с педагогами
- Совместная разработка планов работы, их корректировка по мере решения
общих задач содействующих развитию детей с музыкальным работником, физ. инструктором, логопедом, психологом.
- Распространение опыта работы, картотека дидактических игр и т. д.
- Совместное проведение праздника утренников и национальных праздников.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
9. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.
18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.
22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.
Вывод: Таким образом, систематическое чтение сказок с детьми старшего дошкольного возраста способствует нравственному воспитанию ребенка, а мне как педагогу повысить уровень своей педагогической компетентности по теме самообразования.