Елена Житкова
Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта роботы.
Условия возникновения, становления опыта.
В современном мире компьютеризации, информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом мышления, творческим подходом и изобретательскими способностями. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления проявлять настойчивость в достижении результата деятельности.
Публикация «Развитие навыков технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах
Именно конструирование и робототехника естественным образом интегрируют основные линии развития ребёнка (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и физическое, являются эффективной инновационной технологией для детского творчества и технического усовершенствования. Это практическая деятельность, направленная на получение заранее задуманного реального продукта, в соответствие с его функциональным назначением. Детское конструирование отвечает интересам дошкольников, способствует развитию изобретательности, фантазии, творческой и познавательной активности, формированию задатков технического мышления. Оно не является самоцелью, а рассматривается как средство развития детских способностей.
Проанализировав литературу по данному вопросу и свой опыт работы, я пришла к выводу, что недостаточно времени в детском саду уделяется конструированию, не в полной мере созданы условия для развития у детей интереса к техническому творчеству, а находясь дома, дети большую часть времени проводят за современными «гаджетами» и, в следствие чего не имеют возможности творить, развивать воображение, не усидчивы, не последовательны в достижении своих целей. И определила для себя, что в решении этой актуальной проблемы в условиях детского сада поможет использование разнообразного конструктора и робототехники в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. Заложенные в детях природные задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются посредством конструирования, где ребёнок имеет безграничную возможность придумывать, творить, исследовать, проявлять сообразительность, инициативу, креативность, удовлетворять потребность в познании, развивать творческое воображение, логическое мышление, обучаться построению схем, планов, активно стремиться к созидательной деятельности, что в свою очередь является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школьному обучению.
Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, развитие интересов, формирование познавательных действий, представлений о свойствах объектов окружающего мира.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в области образования и воспитания детей дошкольного возраста уделяется особое внимание конструированию и робототехники. Эта деятельность не случайно рассматривается как одна из ведущих.
В стремительном темпе происходит развитие научно-технического прогресса, механизация современного мира, использование роботов, заменяющих труд людей, развитие информационных технологий. Российское производство, как и наш регион, нуждается в роботизированных системах, инновационных технологиях и как следствие, в обеспечении профессиональными инженерами и конструкторами.
Действительно, анализ практики показал, что планомерная и систематическая работа по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста существенно влияет на развитие у детей художественного восприятия, инициативы, технического мышления, навыков адекватной самооценки и планирования своих действий.
Дети и родители с энтузиазмом отнеслись к развитию технического направления в детском саду, так как заинтересованы в способности к самореализации, к волевым усилиям, к принятию собственных решений, которые так необходимы в нашем сложном современном мире. Данное направление так же способствует проявлению детского таланта, поддержке индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой личности.
Конечно, ещё в недостаточном количестве детский сад обеспечен компьютерами и LEGO WEDO, но я считаю, что эта проблема со временем решаема.
Технология образовательного конструирования и робототехники - это средство развивающего обучения, которое стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей, раскрывает их способности и таланты. А талантливый человек, как известно, талантлив во всём.
Таким образом, для подготовки высококлассных специалистов в области инженерии, информационных технологий, программирования, обозначенную проблему необходимо решать уже в детском саду, закладывать первоначальные технические навыки и умения, осмысленно применять освоенные знания в области конструирования и робототехники.
Перспективность опыта заключается в умении предвидеть, что дети – это наше будущее. Они будущие творцы нашей страны, нашего региона и нашего родного Селивановского района. От их новейших разработок в области программирования, роботостроения и конструирования будет зависеть выход на более высокий уровень качества нашей жизни.
Ведущая педагогическая идея.
Педагогическая идея состоит в создании оптимальных условия для развития навыков технического творчества и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и робототехники.
Я считаю, что одним из средств развития технических навыков дошкольников выступает именно конструирование и образовательная робототехника, которая является наукой будущего и наши дети уже сейчас должны изучать её основы, чтобы в будущем реализовать свои способности и стать востребованными. А для этого необходимо создание такой предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования и технического роботостроения, способствует интересу к деятельности и проявлению инициативы к техническим играм и творчеству, раскрывает его собственный потенциал, позволяет свободно действовать в окружающем мире. Только тогда дети будут успешны в достижении результата, получат эмоциональное удовлетворение и смогут осмысленно применять освоенные способы действий, а педагог окажет необходимую помощь в творческой деятельности.
Теоретическая база опыта.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы:
- концепция деятельного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна)
- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);
Многие исследователи, в частности, А. Н. Давидчук, Л. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Л. В. Куцакова, показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Исследования учёных и отечественных физиологов, таких как Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л., подтверждают связь сенсомоторного развития с развитием мозга и мыслительных процессов, что в свою очередь тесно связано с техническим творчеством.
Таким образом, учёными доказано, что творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность детей дошкольного возраста, развивает воображение, изобретательность, образное мышление, а конструирование как вид детского творчества способствует формированию технического мышления.
Новизна опыта.
Использование конструкторов LEGO, робототехники и других современных конструкторов дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию образовательной деятельности с дошкольниками по развитию технически грамотной личности.
Новизна моего опыта состоит в систематизации и обобщении материалов по конструированию детей старшего дошкольного возраста : разработке дидактических игр, направленных на расширение способов конструирования и робототехники, активизирующих познавательную мотивацию; разработке перспективного плана, конспектов организованной образовательной деятельности; в обеспечении предметно-пространственной развивающей образовательной среды необходимым материалом и адаптировании в условиях ДОУ.
Технология опыта.
Цель: способствовать развитию технического творчества и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством организованной образовательной деятельности и свободного применения освоенных способов в различных ситуациях самостоятельной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
• Расширять опыт конструирования с использованием разнообразных типов конструкторов и различных способов действий.
• Формировать устойчивый интерес к техническим играм и роботостроению.
• Создать условия в группе для активной созидательной деятельности детей, желания придумывать, изобретать, проявлять свои личные качества с использованием конструкторов и технических игр.
• Поддерживать инициативу, активность, самостоятельность каждого ребёнка как творческой личности с учётом индивидуальных особенностей.
• Воспитывать волевые качества личности – терпение, самоконтроль, адекватную самооценку.
• Содействовать развитию пространственного и технического мышления, сенсомоторных навыков, потребности в творческой деятельности и в стремлении доставить радость окружающим людям.
• Способствовать реализации содержания образовательной деятельности детей с широким использованием LEGO конструкторов и робототехники.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах конструирования через организацию активных форм взаимодействия.
Реализация идеи с использованием технологии образовательного конструирования и робототехники проходит в трёх направлениях и состоит из нескольких частей.
1 направление – составление перспективного плана работы с учётом технического уровня развития детей, проведение организованной образовательной деятельности.
2 направление – реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WEDO.
3 направление - предполагает активное обучение педагогов технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.
1часть - анализ имеющихся условий для возможного внедрения современных видов конструктора и робототехники в образовательный процесс ДОУ, повышение квалификации педагогов посредством самообразования и курсов «От Фребеля до робота», организация материально-технического обеспечения уголка развития конструирования.
Целью является заинтересованность и увлечение детей конструктивной деятельностью с использованием новой для них информации, с применением следующих методов и приё мов:
Подбор и изучение соответствующей литературы;
Сотрудничество с родителями по вопросу выявления их потребностей и желания работы с детьми по данной деятельности; активное привлечение родителей к техническому творчеству.
Моделирование развивающей среды и образовательного процесса в соответствии с задачами по реализации деятельности;
Знакомство и вовлечение детей в игровой процесс с современными конструкторами и LEGO WEDO.
2 часть – практическое осуществление деятельности:
Организация работы конструкторского бюро;
Использование его возможностей в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста;
Реализация проектной деятельности, проведение мастер-классов в работе с детьми, родителями, педагогами;
Осуществление индивидуальной, подгрупповой деятельности.
Совместное экспериментирование и моделирование с детьми других групп детского сада.
Подбор игр и конструкторов с постепенным усложнением задач.
Сотрудничество с родителями по использованию конструирования в совместной с детьми деятельности.
Системная работа включает в себя всестороннее взаимодействие на ребёнка, как на личность: родителями, воспитателями, сверстниками. На первый план выходит организация технических игр и моделирования на основе таких принципов взаимодействия, как доброжелательная атмосфера уважения и открытого общения; свобода детского выбора и недопустимость порицания и упрёков за ошибки.
Осуществляется решение следующих задач:
- обучать детей умению соотносить детали конструктора со схемой, планом, действовать последовательно и результативно;
- изменять постройки на основе их конструкций и функций с учётом её прочности;
- способствовать развитию умения «оживлять» объект, становиться деятельным.
Поддерживаю стремление детей работать подгруппами, чётко распределять обязанности, договариваться о способах сборки, а так же совместному обустройству игрового пространства, использовать разные виды конструкторов : LEGO «Строитель», «Зоопарк», «Луна-парк», обучающий конструктор «Кубус», «зиз-заг», магнитный конструктор, мягкий конструктор «Гну – тик», конструктор «Радужная мозайка», тематический конструктор лего - дуко, деревянный конструктор, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, конструктор – мозайка с механическими деталями, шуроповёртом, отвёрткой, LEGO WEDO и др.
Игры детей с моделями конструирования становятся разнообразными, содержательными с применением информации из мультфильмов, интернета, книг и личного опыта.
Ребята с удовольствием рассуждают о своей модели, игрушке, рассказывают, как она получилась, что конкретно они делали, при этом развивая речевые и коммуникативные способности, мыслительные процессы.
3 часть - (обобщающая) :
- систематизация и обработка полученных результатов;
- обобщение опыта среди педагогов, на сайте ДОУ;
- презентация по результатам работы.
На базе нашего ДОУ в 2020 году прошло методическое объединение по теме «Развитие конструкторских способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехнике», где мною была проведена организованная образовательная деятельность – конструирование «В мире сказок» в средней группе с использованием деревянного конструктора и моделирования на магнитной доске.
Результативность.
Выводы по реализации деятельности формируются на основе анализов результатов мониторинга развития способностей к творчеству в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети самостоятельно выполняют постройку, используя образец, схему, правильно выбирают детали конструктора и практически не требуется помощь при определении их в пространственном расположении.
Большинство детей способны самостоятельно разработать замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения, а также проявляют готовность к диалогу и сотрудничеству при коллективном конструировании. Отмечается старание при изготовлении моделей, настойчивость в решении конструктивных задач, стремление к новым формам деятельности.
Положительная динамика развития способностей к творчеству в конструктивной деятельности позволила сделать вывод: конструктивная деятельность средствами конструктора и робототехники– эффективное средство активации творческого мышления дошкольников.
Конструктивная деятельность средствами конструктора и робототехники способствовало развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности (умения оценивать конструктивные особенности моделей); формированию интереса к изобретательству; речевому развитию (активизации активного и пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.
Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по созданию условий, направленных на развитие способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора и робототехники через использование метода авторской дидактической технической сказки.
Родители также больше внимания и времени стали уделять дома развивающим конструктивным играм. Повысилась их ответственность и заинтересованность в развитии психических функций и способностей к техническому творчеству у детей. Таким образом, целенаправленное полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса способствует развитию технического творчества и конструктивных способностей.
Создаются перспективные условия обучения и развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации образовательного процесса с использованием разного вида конструкторов : LEGO «Строитель», «Зоопарк», «Луна-парк», обучающий конструктор «Кубус», «Зиз-заг», магнитный конструктор, мягкий конструктор «Гну – тик», конструктор «Радужная мозайка», тематический конструктор лего - дуко, деревянный конструктор, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, конструктор – мозаика с механическими деталями шуроповёртом, отвёрткой, LEGO WEDO и др.
Адресная направленность.
Данный педагогический опыт может быть полезен:
- воспитателям дошкольных учреждений;
- педагогам дополнительного образования;
- родителям, заинтересованным в воспитании у детей технического творчества, в возможности проявления ребёнком личного потенциала.
Творческие и заинтересованные проблемой педагоги могут по своему усмотрению внести новые задумки, идеи, замыслы.