Папки-передвижки

Развитие навыков имитации у детей с РАС

Ольга Брюхович
Развитие навыков имитации у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Основным шагом обучения для ребенка с РАС является повторение или имитация действий взрослого или другого ребёнка.

Имитация — одно из самых важных средств обучения. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Публикация «Развитие навыков имитации у детей с РАС» размещена в разделах

Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.

Для этого нужно выполнять упражнения на имитацию. Обычно занимаемся сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.

Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т. д.

Имитация с предметами. Имитация строительства башни из конструктора Лего. В данном случае он повторяет последовательность цветов, которые также называет. Уровень имитации с предметами более продвинутый.

Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.

Несколько общих примеров для имитации :

· Скатать шарик из пластилина

· Строить башню из 3 деталей Лего (позже можно усложнять конструкции)

· Нажимать на пищащую игрушку

· Катать машинку

· Изображать полет игрушечного самолетика

· Катать мяч по столу или по земле

· Бросать мяч назад

· Причесываться

· Умывать лицо с помощью губки

· Чистить зубы

· Положить 3 предмета в коробку

· Помещать маленький предмет внутрь большого

· Надевать кольца на вертикальную палочку

· Ударять крышками от кастрюль друг об друга

· Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану

· Делать змейку из пластилина

· Сморкаться в платок

· Притворяться спящим

· Кормить куклу с ложечки

· Укладывать куклу спать

· Надевать шляпу

· Играть на маракасах и других музыкальных инструментах

· Открывать книгу

· Переворачивать страницы книги

· Открывать / закрывать дверь

· Включать/ выключать свет

· Помешивать ложкой в чашке сахар

· Пить из чашки

· Есть ложечкой (йогурт, например)

· Открывать / закрывать крышку бутылки

· Наливать воду из бутылки в стакан

· Катать коляску или тележку (можно с куклой)

· Возить за веревочку музыкальную игрушку

· Залезать в ящик и вылезать из него

· Залезать под стол

· Мять бумагу

· Рвать бумагу

Имитация с использованием крупной моторики. Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: “Сделай так же».

Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами : она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие. Хитрость: выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.

· Давать обе руки

· Давать обе ступни

· Поднимать руки

· Поднимать руки в стороны

· Трогать живот

· Мотать головой

· Махать рукой на прощание

· Потирать руки

· Хлопать руками над головой

· Сжимать кулаки

· Показывать пальцем

· Кивать головой

· Скрещивать руки на груди

· Обниматься

· Дотрагиваться до носа (и других частей лица)

· Чесать голову

· Прикрывать рот руками

· Наклонять голову вперед

· Вставать / садиться

· Приседать на корточки

· Ползать

· Идти на пятках

· Ходить на цыпочках, и т. д.

Имитация сложных движений (движения, осуществляемые с определенной конечной целью). Очень помогает использование зеркала.

Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:

· Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”

· Браться пальцами за кончик языка

· Высовывать язык

· Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)

· Клацать зубами

· Смеяться

· Фыркать, как лошадь (BRRRR)

· Плотно сжимать губы

· Надувать щеки

· Изображать поцелуй (с шумом)

· Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)

· Касаться верхних зубов языком

· Прикусывать зубами нижнюю губу

· Двигать языком влево/ вправо

· Двигать языком по кругу

· Брать ртом с руки, например, кусочки печенья

· Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогает научиться пить через соломинку)

· Пить через соломинку

· Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге

Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т. д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть в свистульки и гудеть и т. д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык. Нам также очень помогало сидеть рядом и смотреться в зеркало.

Точное повторение и введение в латеральность.

С этими упражнениями ребенок станет лучше ощущать части своего тела и познакомится с понятием латеральности: что у нас есть правая и левая части тела.

· Поднять левую руку

· Поднять две руки

· Поднять правую руку

· Делать указательный жест правой рукой

· Прощаться правой рукой

· Прощаться левой рукой

· Положить две руки на живот

· Положить правую руку на живот

· Положить левую руку на живот

· Протягивать обе руки сразу

· Протягивать каждую руку по отдельности

· Топнуть правой ногой

· Топнуть левой ногой

· Топнуть дважды правой ногой

· Топнуть дважды левой ногой

· Топнуть по одному разу каждой ногой

· Топнуть по два раза каждой ногой

· Дотронуться большим пальцем до подбородка

· Соединять обе руки вместе

· Серии из двух упражнений

· Мы соединяем крупную моторику и имитацию с предметами

· Аплодировать и ставить кулак на стол

· Пить из чашки и класть ладонь на стол

· Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле

· Закрыть глаза и поднять руки

· Прыгнуть и покружиться.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одеванииРазвитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков имитации у детей с РАС
Опубликовано: 24 октября 2022 в 00:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков имитации у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брюхович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД