Папки-передвижки

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Циммер Т А
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет ему получать новые знания и решать задачи. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов мышления, в том числе наглядно-образного. Наглядно-образное мышление позволяет ребёнку представлять предметы и явления в виде образов и оперировать ими в уме.

Публикация «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Наглядно-образное мышление важно для общего развития ребёнка, так как оно способствует формированию других когнитивных способностей:

1) Развивает воображение, речь и память. Ребёнок учится создавать новые образы, выражать свои мысли и чувства, запоминать информацию.

2) Помогает понимать окружающий мир. Ребёнок учится анализировать, сравнивать и обобщать информацию, что помогает ему лучше понимать происходящее вокруг.

3) Способствует адаптации к изменяющимся условиям. Ребёнок учится решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций, приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Риски и проблемы у детей

Однако развитие наглядно-образного мышления может быть затруднено из-за различных факторов:

- Недостаток опыта и знаний о мире.

- Ограниченные возможности восприятия и обработки информации.

- Отсутствие интереса к обучению и познанию нового.

- Негативное влияние окружающей среды (например, стресс, конфликты, насилие).

Эти факторы могут привести к тому, что ребёнок будет испытывать трудности в решении задач, понимании текстов, создании образов и т. д. В результате он может стать менее уверенным в себе, более зависимым от взрослых и менее способным к самостоятельному мышлению.

Для развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы и средства, одним из которых является художественная литература. Чтение книг помогает детям расширять свой кругозор, развивать воображение и фантазию, а также учиться анализировать и делать выводы.

Методы и приёмы работы с художественной литературой для развития наглядно-образного мышления

1. Чтение вслух. Этот метод позволяет ребёнку лучше воспринимать информацию, так как он слышит текст и видит вашу мимику и жесты. Это помогает ему создавать образы в своём воображении.

2. Беседа по прочитанному. Задавайте вопросы о содержании произведения, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.

3. Рисование иллюстраций к тексту. Предложите ребёнку нарисовать то, что он представляет во время чтения или после него. Это может быть как отдельный рисунок, так и серия картинок, отражающих сюжет произведения.

4. Инсценировка отрывков из текста. Разыграйте с ребёнком небольшую сценку на основе прочитанного отрывка. Это позволит ему лучше понять характеры героев и их взаимоотношения.

5. Сочинение продолжения истории. Попросите ребёнка придумать продолжение рассказа или сказки. Это развивает его фантазию и способность создавать новые образы.

6. Анализ образов. Поговорите с ребёнком о том, какие образы возникают у него при чтении. Спросите, почему он представляет именно такие картинки. Это поможет ему осознать свои мыслительные процессы.

7. Сравнение образов разных произведений. Прочитайте несколько рассказов или сказок на одну тему и попросите ребёнка сравнить образы главных героев. Это научит его анализировать и сопоставлять информацию.

8. Игры с использованием наглядных материалов. Используйте карточки с изображениями, чтобы помочь ребёнку визуализировать образы из текста. Например, вы можете показать ему картинку с изображением героя и попросить описать его характер или внешность.

9. Создание коллажа. Соберите вместе с ребёнком коллаж из картинок и вырезок из журналов, которые отражают содержание произведения. Это поможет ему лучше запомнить образы и детали сюжета.

10. Просмотр экранизаций. После прочтения книги предложите ребёнку посмотреть фильм или мультфильм, основанный на этом произведении. Сравните образы, созданные писателем и режиссёром.

Рекомендации родителям

Чтобы художественная литература способствовала развитию наглядно-образного мышления, родители должны выбирать подходящие книги, организовывать чтение и обсуждать прочитанное с детьми. Вот несколько рекомендаций:

1. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. Это поможет ему лучше понять содержание книги и создать образы в своём воображении.

2. Читайте книги выразительно, с интонацией, чтобы ребёнок мог лучше представить героев и события.

3. Задавайте вопросы о содержании книги, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.

4. Рисуйте вместе с ребёнком иллюстрации к книге. Это позволит ему лучше запомнить содержание и создать собственные образы.

5. Играйте с ребёнком в игры, основанные на сюжете книги. Например, вы можете разыграть сценку из книги или придумать продолжение истории. Это разовьёт фантазию ребёнка и его способность создавать новые образы.

6. Поощряйте ребёнка к самостоятельному чтению. Пусть он выбирает книги по своему вкусу и читает их вам вслух. Это будет способствовать развитию его речи, памяти и воображения.

7. Обсуждайте прочитанные книги с ребёнком. Спрашивайте его мнение о героях, событиях, концовке. Это научит его анализировать и оценивать информацию.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 11 октября 2024 в 22:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Циммер Т А в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД