Циммер Т А
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет ему получать новые знания и решать задачи. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов мышления, в том числе наглядно-образного. Наглядно-образное мышление позволяет ребёнку представлять предметы и явления в виде образов и оперировать ими в уме.
Публикация «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Наглядно-образное мышление важно для общего развития ребёнка, так как оно способствует формированию других когнитивных способностей:
1) Развивает воображение, речь и память. Ребёнок учится создавать новые образы, выражать свои мысли и чувства, запоминать информацию.
2) Помогает понимать окружающий мир. Ребёнок учится анализировать, сравнивать и обобщать информацию, что помогает ему лучше понимать происходящее вокруг.
3) Способствует адаптации к изменяющимся условиям. Ребёнок учится решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций, приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Риски и проблемы у детей
Однако развитие наглядно-образного мышления может быть затруднено из-за различных факторов:
- Недостаток опыта и знаний о мире.
- Ограниченные возможности восприятия и обработки информации.
- Отсутствие интереса к обучению и познанию нового.
- Негативное влияние окружающей среды (например, стресс, конфликты, насилие).
Эти факторы могут привести к тому, что ребёнок будет испытывать трудности в решении задач, понимании текстов, создании образов и т. д. В результате он может стать менее уверенным в себе, более зависимым от взрослых и менее способным к самостоятельному мышлению.
Для развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы и средства, одним из которых является художественная литература. Чтение книг помогает детям расширять свой кругозор, развивать воображение и фантазию, а также учиться анализировать и делать выводы.
Методы и приёмы работы с художественной литературой для развития наглядно-образного мышления
1. Чтение вслух. Этот метод позволяет ребёнку лучше воспринимать информацию, так как он слышит текст и видит вашу мимику и жесты. Это помогает ему создавать образы в своём воображении.
2. Беседа по прочитанному. Задавайте вопросы о содержании произведения, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.
3. Рисование иллюстраций к тексту. Предложите ребёнку нарисовать то, что он представляет во время чтения или после него. Это может быть как отдельный рисунок, так и серия картинок, отражающих сюжет произведения.
4. Инсценировка отрывков из текста. Разыграйте с ребёнком небольшую сценку на основе прочитанного отрывка. Это позволит ему лучше понять характеры героев и их взаимоотношения.
5. Сочинение продолжения истории. Попросите ребёнка придумать продолжение рассказа или сказки. Это развивает его фантазию и способность создавать новые образы.
6. Анализ образов. Поговорите с ребёнком о том, какие образы возникают у него при чтении. Спросите, почему он представляет именно такие картинки. Это поможет ему осознать свои мыслительные процессы.
7. Сравнение образов разных произведений. Прочитайте несколько рассказов или сказок на одну тему и попросите ребёнка сравнить образы главных героев. Это научит его анализировать и сопоставлять информацию.
8. Игры с использованием наглядных материалов. Используйте карточки с изображениями, чтобы помочь ребёнку визуализировать образы из текста. Например, вы можете показать ему картинку с изображением героя и попросить описать его характер или внешность.
9. Создание коллажа. Соберите вместе с ребёнком коллаж из картинок и вырезок из журналов, которые отражают содержание произведения. Это поможет ему лучше запомнить образы и детали сюжета.
10. Просмотр экранизаций. После прочтения книги предложите ребёнку посмотреть фильм или мультфильм, основанный на этом произведении. Сравните образы, созданные писателем и режиссёром.
Рекомендации родителям
Чтобы художественная литература способствовала развитию наглядно-образного мышления, родители должны выбирать подходящие книги, организовывать чтение и обсуждать прочитанное с детьми. Вот несколько рекомендаций:
1. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. Это поможет ему лучше понять содержание книги и создать образы в своём воображении.
2. Читайте книги выразительно, с интонацией, чтобы ребёнок мог лучше представить героев и события.
3. Задавайте вопросы о содержании книги, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.
4. Рисуйте вместе с ребёнком иллюстрации к книге. Это позволит ему лучше запомнить содержание и создать собственные образы.
5. Играйте с ребёнком в игры, основанные на сюжете книги. Например, вы можете разыграть сценку из книги или придумать продолжение истории. Это разовьёт фантазию ребёнка и его способность создавать новые образы.
6. Поощряйте ребёнка к самостоятельному чтению. Пусть он выбирает книги по своему вкусу и читает их вам вслух. Это будет способствовать развитию его речи, памяти и воображения.
7. Обсуждайте прочитанные книги с ребёнком. Спрашивайте его мнение о героях, событиях, концовке. Это научит его анализировать и оценивать информацию.