Папки-передвижки

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Циммер Т А
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет ему получать новые знания и решать задачи. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов мышления, в том числе наглядно-образного. Наглядно-образное мышление позволяет ребёнку представлять предметы и явления в виде образов и оперировать ими в уме.

Наглядно-образное мышление важно для общего развития ребёнка, так как оно способствует формированию других когнитивных способностей:

1) Развивает воображение, речь и память. Ребёнок учится создавать новые образы, выражать свои мысли и чувства, запоминать информацию.

2) Помогает понимать окружающий мир. Ребёнок учится анализировать, сравнивать и обобщать информацию, что помогает ему лучше понимать происходящее вокруг.

3) Способствует адаптации к изменяющимся условиям. Ребёнок учится решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций, приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Риски и проблемы у детей

Однако развитие наглядно-образного мышления может быть затруднено из-за различных факторов:

- Недостаток опыта и знаний о мире.

- Ограниченные возможности восприятия и обработки информации.

- Отсутствие интереса к обучению и познанию нового.

- Негативное влияние окружающей среды (например, стресс, конфликты, насилие).

Эти факторы могут привести к тому, что ребёнок будет испытывать трудности в решении задач, понимании текстов, создании образов и т. д. В результате он может стать менее уверенным в себе, более зависимым от взрослых и менее способным к самостоятельному мышлению.

Для развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы и средства, одним из которых является художественная литература. Чтение книг помогает детям расширять свой кругозор, развивать воображение и фантазию, а также учиться анализировать и делать выводы.

Методы и приёмы работы с художественной литературой для развития наглядно-образного мышления

1. Чтение вслух. Этот метод позволяет ребёнку лучше воспринимать информацию, так как он слышит текст и видит вашу мимику и жесты. Это помогает ему создавать образы в своём воображении.

2. Беседа по прочитанному. Задавайте вопросы о содержании произведения, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.

3. Рисование иллюстраций к тексту. Предложите ребёнку нарисовать то, что он представляет во время чтения или после него. Это может быть как отдельный рисунок, так и серия картинок, отражающих сюжет произведения.

4. Инсценировка отрывков из текста. Разыграйте с ребёнком небольшую сценку на основе прочитанного отрывка. Это позволит ему лучше понять характеры героев и их взаимоотношения.

5. Сочинение продолжения истории. Попросите ребёнка придумать продолжение рассказа или сказки. Это развивает его фантазию и способность создавать новые образы.

6. Анализ образов. Поговорите с ребёнком о том, какие образы возникают у него при чтении. Спросите, почему он представляет именно такие картинки. Это поможет ему осознать свои мыслительные процессы.

7. Сравнение образов разных произведений. Прочитайте несколько рассказов или сказок на одну тему и попросите ребёнка сравнить образы главных героев. Это научит его анализировать и сопоставлять информацию.

8. Игры с использованием наглядных материалов. Используйте карточки с изображениями, чтобы помочь ребёнку визуализировать образы из текста. Например, вы можете показать ему картинку с изображением героя и попросить описать его характер или внешность.

9. Создание коллажа. Соберите вместе с ребёнком коллаж из картинок и вырезок из журналов, которые отражают содержание произведения. Это поможет ему лучше запомнить образы и детали сюжета.

10. Просмотр экранизаций. После прочтения книги предложите ребёнку посмотреть фильм или мультфильм, основанный на этом произведении. Сравните образы, созданные писателем и режиссёром.

Рекомендации родителям

Чтобы художественная литература способствовала развитию наглядно-образного мышления, родители должны выбирать подходящие книги, организовывать чтение и обсуждать прочитанное с детьми. Вот несколько рекомендаций:

1. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. Это поможет ему лучше понять содержание книги и создать образы в своём воображении.

2. Читайте книги выразительно, с интонацией, чтобы ребёнок мог лучше представить героев и события.

3. Задавайте вопросы о содержании книги, героях, их поступках и мотивах. Обсуждайте эмоции персонажей и причины их поведения. Это поможет ребёнку анализировать образы и развивать своё мышление.

4. Рисуйте вместе с ребёнком иллюстрации к книге. Это позволит ему лучше запомнить содержание и создать собственные образы.

5. Играйте с ребёнком в игры, основанные на сюжете книги. Например, вы можете разыграть сценку из книги или придумать продолжение истории. Это разовьёт фантазию ребёнка и его способность создавать новые образы.

6. Поощряйте ребёнка к самостоятельному чтению. Пусть он выбирает книги по своему вкусу и читает их вам вслух. Это будет способствовать развитию его речи, памяти и воображения.

7. Обсуждайте прочитанные книги с ребёнком. Спрашивайте его мнение о героях, событиях, концовке. Это научит его анализировать и оценивать информацию.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 11 октября 2024 в 22:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Циммер Т А в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД