Ирина Зрелова
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т. е. научиться ставить перед собой задачи для развития собственной «самости», своих способностей. Иначе говоря, независимо от того, кем в будущем станет ребёнок – врачом или инженером, бизнесменом или учителем – ему жизненно необходима способность постоянно развивать себя. Начать формирование этой способности важно в детстве, когда субъектом саморазвития ребёнка является ещё не он сам, а его общность с близким взрослым.
Публикация «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Но саморазвитие невозможно в отсутствие умений анализировать ситуацию, способностей логически мыслить, убеждать в этом окружающих. В основе становления таких аналитических и логических способностей лежит освоение детьми разного рода логических операций – анализа, сравнения, сопоставления, классификации, сериации, выделения множеств.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление – это опосредованное обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.
Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Виды мышления.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : наглядно-действенное или практическое, наглядно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Оно направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Характеризуя творчество, одна часть исследователей делает акцент на полученном результате, другая – на процесс его получения. Многие учёные пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. Т. Рибо (1901) выделяет три фазы в созидании нового решения: накопление фактов, или опыта, вызревание (или «высиживание») будущего проекта или образа и, наконец, рождение нового. Процесс вызревания представляется наименее ясным, так как происходит преимущественно неосознанно. «Когда эта скрытая работа в достаточной степени выполнена, идея решения является внезапно, вследствие умышленного умственного напряжения или при каком-нибудь умственном замечании, как бы поднимающем завесу, за которой скрывался образ предполагавшего решения» (Т. Рибо, 1901).
Внезапность решения отмечается многими. Идея часто приходит в необычное время и в необычном месте: Л. Бетховену и Ч. Дарвину, по их собственным свидетельствам, нужная мысль пришла в карете, Р. Декарту – в кровати, Архимеду – в ванной(31)
Таким образом, можно сказать, что сам творец может отследить лишь сбор данных и рождение идеи. Внутренний процесс возникновения нового знания остаётся вне досягаемости и для наблюдателя и для того, в ком это знание зарождается.
В силу особенности функционирования психики человек осознаёт конечный результат мыслительного процесса, но не в состоянии понять путь, который привёл к нему. (Аронсон и др. ,2002).
По определению С. Л. Рубинштейна - мышление есть искание и открытие принципиально, существенно нового. Творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах, нюансах, несущественных вариациях или на простое перекомбинирование элементов старого, а на постижение сущности в явлениях, на отражение этой сущности в новых понятиях, образах и способах действия.
В определенном смысле сложный и многомерный процесс становления всей совокупности духовных способностей человека, в том числе творческих, справедливо рассматривается как присвоение исторически сложившихся форм культуры человечества - общественно выработанных способов действий с вещами, форм созерцания, мышления. Но с другой стороны - мышление это искание и открытие нового. В противоборстве и единстве этих тенденций состоит основное противоречие умственного развития человека. Как же оно разрешается?
К сожалению, часто присвоение культуры индивидом трактуется как пассивное восприятие устоявшихся норм, образцов и эталонов человеческой деятельности, а творчество - как радикальный выход за рамки "присваивающей" деятельности. Но в предметах культуры, созданной человечеством, заложены не только готовые способы действий с ними; в форме человеческой вещи "оседает" и та проблема, в процессе которой исторически возник способ производства этой вещи и действий с ней (Л. С. Выготский). Тот, кто созидает определенный фрагмент культуры, одновременно проблематизирует его для того, кто осваивает. Таким образом, проблемная сущность культуры изначально подразумевает творческий характер "присваивающей" деятельности индивида»
Структура мыслительного процесса.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта, для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
Структура мыслительного процесса решения проблемы.
1. Мотивация (желание решить проблему).
2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие избыточные данные и т. д.)
3. Поиск решения: поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление) или на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
4. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; или поиск принципиально нового решения (творческое мышление)
а) на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
б) на основе использования аналогий;
в) на основе использования эвристических приемов;
г) на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
5. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
6. Реализация решения.
7. Проверка найденного решения.
8. Коррекция: в случае необходимости возврат к этапу №2.
Так, по мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обуславливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.
Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи, который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.)