Приложение МААМ

Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы

Пилипчук Анна Валерьевна
Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мышления у детей с РАС

Подготовила: Пилипчук А. В.

Учитель ГКОУ РО Донецкая школа-интернат

В данной теме я показала какими методическими приёмами можно развить мышление у детей с РАС. В течении первой четверти я работала по расширению опыта предметно-практической деятельности, формирование сенсорных навыков, формирование аналитико-синтетических операций мышления, а так же формирование учебной мотивации.

Перед собой я поставила задачи:

Темочки:

- развитие наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления (развитие умения сравнивать объекты, моделировать по величине и форме, развивать способности соотносить частей и целого, классификация объектов по признакам).

- развитие вербально-логических форм мышления (определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, последовательности событий).

При формировании коррекционного плана развития мышления у детей с РАС необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности, специфичные для детей с данным диагнозом, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.

Возрастная периодизация развития нормотипичных детей в процессе онтогенеза подразумевает следующие стадии развития мышления :

- наглядно-действенное;

- наглядно - образное;

- словесно-логическое

Причины по которым дети с РАС чаще НЕ демонстрируют соответствие этим возрастным критериям в процессе диагностики:

-Особенности восприятия (нарушение сенсорной интеграции)

-Особенности мышления (сложности произвольного обучения, трудности переноса навыков из одной ситуации в другую)

-Трудности коммуникации/невозможность вербальной коммуникации

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для:

-Формирования системы поощрений

-Адаптации учебного материала

-Выбора образовательной программы

-Поощряющие стимулы для каждого ребенка могут быть разные.

-Это то, что может замотивировать ребенка выполнять обучающие задачи.

На предоставленном фото ребёнок получил поощрение после выполненных заданий.

С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы можем формировать наиболее продуктивную обучающую среду.

Например, ребенок с аутизмом, но с хорошо развитым зрительным каналом восприятия будет лучше развиваться, если в его обучающей среде будет много визуальной опоры

На представленных фото ребёнок опираясь на визуальную опору знакомился с влиянием Солнца на Землю. В итоге в доступной и наглядной форме он смог понять, что Земля вращается вокруг Солнца, из – за чего происходят временные изменения.

Особенности детей с РАС, которые необходимо учитывать при коррекционно-развивающей работе по развитию мышления.

- сенсорная гипер- и гипочувствительность, спонтанное переключение внимания, зашумленные каналы

профилактика сенсорных перегрузок, необходимо отслеживать моменты перегрузок и ослаблять раздражающее воздействие вовремя

- создание сенсорно дружественной среды с минимальным количеством отвлекающих стимулов

- дозирование информации на разные анализаторы

На данном фото педагог предоставил сенсорную разгрузку ребёнку при помощи пескотерапии. В данном случае использовался кинетический песок.

Во взаимодействии с ребенком важно:

- использование визуального расписание

-помощь в формировании причинно-следственных связей

- предупреждение ребенка о предстоящих событиях

-избегание непредсказуемости, с условием постепенного развития способности принимать изменения.

-подбор дидактического материала с учетом специфических интересов ребенка

Во взаимодействии с ребенком важно:

-использование простых четких инструкций

-использование эффективных способов коммуникации, доступных ребенку

- выявление нежелательного поведения, используемого ребенком, как средство коммуникации ( например: у ребенка, которого научили просить что-либо карточкой/ жестом/ речью снизилась аутоагрессия

На данном фото педагог предоставил ребёнку эффективный способ коммуникации при помощи жестов, это позволяет снизить аутоагрессию.

Игры и упражнения, направленные на развитие таких функций процесса мышления, как

-Анализ

-Синтез

-Обобщение

-Сравнение

-Классификация

«Обведи контур».

Данное упражнение способствует развитию наглядно-действенного мышления.

Существуют определённые трудности, связанные с развитием мелкой моторики, это может усложнить ребенку задачу.

Задача: повторить узор из левого поля в правом поле.

«Четвертый лишний».

Развитие функций анализа и синтеза.

Задача: исключить лишний предмет/понятие из множества, в котором три из них объединены общим признаком.

Задание может отличаться по степени трудности, в зависимости от уровня развития ребенка

Классификация предметов на группы.

Развитие функции обобщения и классификации.

Задача: разделение предметов на группы, объединённые общим признаком (еда, животные, транспорт, фрукты, овощи и тп.).

Сложность регулируется количеством групп для классификации.

Понятия «один», «много».

Развитие функции сравнения.

Задача: различать множество от одного.

Помимо использования уже готовых изображений рекомендуется предлагать детям раскладывать предметы по принципу «один-много». Например, разложить камушки по корзинкам.

Развитие функции сравнения.

Задача: сравнительный анализ признаков предметов, связанных с размерами.

«Волшебный мешочек»

Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: ребенок отыскивает предметы на ощупь и называет их.

• Данная дидактическая игра позволяет создать положительный эмоциональный контакт между ребёнком и педагогом, снизить аутоагрессию.

Представленный опыт работы по данной теме считаю эффективным, так как были достигнуты следующие результаты:

- установлен эмоцианально-личностный контакт педагога с ребёнком,сформированы определённые коммуникативные навыки

- частично сформирован «учебный стереотип», ребёнок выполняет простые инструкции

- коррекционная работа по мыслительной деятельности дала положительный результат, входе которой видна положительная динамика в развитии и обучении ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 11:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Пилипчук Анна Валерьевна (УИ 3497761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД