Пилипчук Анна Валерьевна
Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у детей с РАС
Подготовила: Пилипчук А. В.
Учитель ГКОУ РО Донецкая школа-интернат
В данной теме я показала какими методическими приёмами можно развить мышление у детей с РАС. В течении первой четверти я работала по расширению опыта предметно-практической деятельности, формирование сенсорных навыков, формирование аналитико-синтетических операций мышления, а так же формирование учебной мотивации.
Перед собой я поставила задачи:
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- развитие наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления (развитие умения сравнивать объекты, моделировать по величине и форме, развивать способности соотносить частей и целого, классификация объектов по признакам).
- развитие вербально-логических форм мышления (определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, последовательности событий).
При формировании коррекционного плана развития мышления у детей с РАС необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности, специфичные для детей с данным диагнозом, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная периодизация развития нормотипичных детей в процессе онтогенеза подразумевает следующие стадии развития мышления :
- наглядно-действенное;
- наглядно - образное;
- словесно-логическое
Причины по которым дети с РАС чаще НЕ демонстрируют соответствие этим возрастным критериям в процессе диагностики:
-Особенности восприятия (нарушение сенсорной интеграции)
-Особенности мышления (сложности произвольного обучения, трудности переноса навыков из одной ситуации в другую)
-Трудности коммуникации/невозможность вербальной коммуникации
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для:
-Формирования системы поощрений
-Адаптации учебного материала
-Выбора образовательной программы
-Поощряющие стимулы для каждого ребенка могут быть разные.
-Это то, что может замотивировать ребенка выполнять обучающие задачи.
На предоставленном фото ребёнок получил поощрение после выполненных заданий.
С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы можем формировать наиболее продуктивную обучающую среду.
Например, ребенок с аутизмом, но с хорошо развитым зрительным каналом восприятия будет лучше развиваться, если в его обучающей среде будет много визуальной опоры
На представленных фото ребёнок опираясь на визуальную опору знакомился с влиянием Солнца на Землю. В итоге в доступной и наглядной форме он смог понять, что Земля вращается вокруг Солнца, из – за чего происходят временные изменения.
Особенности детей с РАС, которые необходимо учитывать при коррекционно-развивающей работе по развитию мышления.
- сенсорная гипер- и гипочувствительность, спонтанное переключение внимания, зашумленные каналы
профилактика сенсорных перегрузок, необходимо отслеживать моменты перегрузок и ослаблять раздражающее воздействие вовремя
- создание сенсорно дружественной среды с минимальным количеством отвлекающих стимулов
- дозирование информации на разные анализаторы
На данном фото педагог предоставил сенсорную разгрузку ребёнку при помощи пескотерапии. В данном случае использовался кинетический песок.
Во взаимодействии с ребенком важно:
- использование визуального расписание
-помощь в формировании причинно-следственных связей
- предупреждение ребенка о предстоящих событиях
-избегание непредсказуемости, с условием постепенного развития способности принимать изменения.
-подбор дидактического материала с учетом специфических интересов ребенка
Во взаимодействии с ребенком важно:
-использование простых четких инструкций
-использование эффективных способов коммуникации, доступных ребенку
- выявление нежелательного поведения, используемого ребенком, как средство коммуникации ( например: у ребенка, которого научили просить что-либо карточкой/ жестом/ речью снизилась аутоагрессия
На данном фото педагог предоставил ребёнку эффективный способ коммуникации при помощи жестов, это позволяет снизить аутоагрессию.
Игры и упражнения, направленные на развитие таких функций процесса мышления, как
-Анализ
-Синтез
-Обобщение
-Сравнение
-Классификация
«Обведи контур».
Данное упражнение способствует развитию наглядно-действенного мышления.
Существуют определённые трудности, связанные с развитием мелкой моторики, это может усложнить ребенку задачу.
Задача: повторить узор из левого поля в правом поле.
«Четвертый лишний».
Развитие функций анализа и синтеза.
Задача: исключить лишний предмет/понятие из множества, в котором три из них объединены общим признаком.
Задание может отличаться по степени трудности, в зависимости от уровня развития ребенка
Классификация предметов на группы.
Развитие функции обобщения и классификации.
Задача: разделение предметов на группы, объединённые общим признаком (еда, животные, транспорт, фрукты, овощи и тп.).
Сложность регулируется количеством групп для классификации.
Понятия «один», «много».
Развитие функции сравнения.
Задача: различать множество от одного.
Помимо использования уже готовых изображений рекомендуется предлагать детям раскладывать предметы по принципу «один-много». Например, разложить камушки по корзинкам.
Развитие функции сравнения.
Задача: сравнительный анализ признаков предметов, связанных с размерами.
«Волшебный мешочек»
• Развитие ассоциативно-образного мышления.
• Задача: ребенок отыскивает предметы на ощупь и называет их.
• Данная дидактическая игра позволяет создать положительный эмоциональный контакт между ребёнком и педагогом, снизить аутоагрессию.
Представленный опыт работы по данной теме считаю эффективным, так как были достигнуты следующие результаты:
- установлен эмоцианально-личностный контакт педагога с ребёнком,сформированы определённые коммуникативные навыки
- частично сформирован «учебный стереотип», ребёнок выполняет простые инструкции
- коррекционная работа по мыслительной деятельности дала положительный результат, входе которой видна положительная динамика в развитии и обучении ребёнка.