Получи документы

Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы

Пилипчук Анна Валерьевна
Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мышления у детей с РАС

Подготовила: Пилипчук А. В.

Учитель ГКОУ РО Донецкая школа-интернат

В данной теме я показала какими методическими приёмами можно развить мышление у детей с РАС. В течении первой четверти я работала по расширению опыта предметно-практической деятельности, формирование сенсорных навыков, формирование аналитико-синтетических операций мышления, а так же формирование учебной мотивации.

Перед собой я поставила задачи:

Публикация «Развитие мышления у детей с РАС, Опыт работы» размещена в разделах

- развитие наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления (развитие умения сравнивать объекты, моделировать по величине и форме, развивать способности соотносить частей и целого, классификация объектов по признакам).

- развитие вербально-логических форм мышления (определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, последовательности событий).

При формировании коррекционного плана развития мышления у детей с РАС необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности, специфичные для детей с данным диагнозом, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.

Возрастная периодизация развития нормотипичных детей в процессе онтогенеза подразумевает следующие стадии развития мышления :

- наглядно-действенное;

- наглядно - образное;

- словесно-логическое

Причины по которым дети с РАС чаще НЕ демонстрируют соответствие этим возрастным критериям в процессе диагностики:

-Особенности восприятия (нарушение сенсорной интеграции)

-Особенности мышления (сложности произвольного обучения, трудности переноса навыков из одной ситуации в другую)

-Трудности коммуникации/невозможность вербальной коммуникации

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для:

-Формирования системы поощрений

-Адаптации учебного материала

-Выбора образовательной программы

-Поощряющие стимулы для каждого ребенка могут быть разные.

-Это то, что может замотивировать ребенка выполнять обучающие задачи.

На предоставленном фото ребёнок получил поощрение после выполненных заданий.

С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы можем формировать наиболее продуктивную обучающую среду.

Например, ребенок с аутизмом, но с хорошо развитым зрительным каналом восприятия будет лучше развиваться, если в его обучающей среде будет много визуальной опоры

На представленных фото ребёнок опираясь на визуальную опору знакомился с влиянием Солнца на Землю. В итоге в доступной и наглядной форме он смог понять, что Земля вращается вокруг Солнца, из – за чего происходят временные изменения.

Особенности детей с РАС, которые необходимо учитывать при коррекционно-развивающей работе по развитию мышления.

- сенсорная гипер- и гипочувствительность, спонтанное переключение внимания, зашумленные каналы

профилактика сенсорных перегрузок, необходимо отслеживать моменты перегрузок и ослаблять раздражающее воздействие вовремя

- создание сенсорно дружественной среды с минимальным количеством отвлекающих стимулов

- дозирование информации на разные анализаторы

На данном фото педагог предоставил сенсорную разгрузку ребёнку при помощи пескотерапии. В данном случае использовался кинетический песок.

Во взаимодействии с ребенком важно:

- использование визуального расписание

-помощь в формировании причинно-следственных связей

- предупреждение ребенка о предстоящих событиях

-избегание непредсказуемости, с условием постепенного развития способности принимать изменения.

-подбор дидактического материала с учетом специфических интересов ребенка

Во взаимодействии с ребенком важно:

-использование простых четких инструкций

-использование эффективных способов коммуникации, доступных ребенку

- выявление нежелательного поведения, используемого ребенком, как средство коммуникации ( например: у ребенка, которого научили просить что-либо карточкой/ жестом/ речью снизилась аутоагрессия

На данном фото педагог предоставил ребёнку эффективный способ коммуникации при помощи жестов, это позволяет снизить аутоагрессию.

Игры и упражнения, направленные на развитие таких функций процесса мышления, как

-Анализ

-Синтез

-Обобщение

-Сравнение

-Классификация

«Обведи контур».

Данное упражнение способствует развитию наглядно-действенного мышления.

Существуют определённые трудности, связанные с развитием мелкой моторики, это может усложнить ребенку задачу.

Задача: повторить узор из левого поля в правом поле.

«Четвертый лишний».

Развитие функций анализа и синтеза.

Задача: исключить лишний предмет/понятие из множества, в котором три из них объединены общим признаком.

Задание может отличаться по степени трудности, в зависимости от уровня развития ребенка

Классификация предметов на группы.

Развитие функции обобщения и классификации.

Задача: разделение предметов на группы, объединённые общим признаком (еда, животные, транспорт, фрукты, овощи и тп.).

Сложность регулируется количеством групп для классификации.

Понятия «один», «много».

Развитие функции сравнения.

Задача: различать множество от одного.

Помимо использования уже готовых изображений рекомендуется предлагать детям раскладывать предметы по принципу «один-много». Например, разложить камушки по корзинкам.

Развитие функции сравнения.

Задача: сравнительный анализ признаков предметов, связанных с размерами.

«Волшебный мешочек»

Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: ребенок отыскивает предметы на ощупь и называет их.

• Данная дидактическая игра позволяет создать положительный эмоциональный контакт между ребёнком и педагогом, снизить аутоагрессию.

Представленный опыт работы по данной теме считаю эффективным, так как были достигнуты следующие результаты:

- установлен эмоцианально-личностный контакт педагога с ребёнком,сформированы определённые коммуникативные навыки

- частично сформирован «учебный стереотип», ребёнок выполняет простые инструкции

- коррекционная работа по мыслительной деятельности дала положительный результат, входе которой видна положительная динамика в развитии и обучении ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 11:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления у детей с РАС. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Пилипчук Анна Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД