Лилия Аслямова
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники изодеятельности
▼ Скачать
Время движется вперед, мир меняется, общество развивается, меняются люди, взгляды, понятия. Современное общество очень сильно отличается от далекого общества советских времен предъявляет новые требования и к дошкольному образовательному учреждению, к организации в нем воспитательно - образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных программ, результатам. Также общество предъявляет новые требования к подбору и обучению педагогических кадров. Эти все требования вызваны отходом от единой программы в области дошкольного образования и наличием большого количества общеобразовательных программ, пособий, дидактических материалов. В современном обществе повысилась заинтересованность родителей («социальных заказчиков») в работе детских садов.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Очень большое внимание уделяется художественно- эстетическому развитию детей в детском саду.
Содержание образовательной программы «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороны окружающей деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Поставленные задачи по развитию художественного творчества реализуется через:
- нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности, лепке, аппликации.
- занятия, игры, экскурсии, знакомства с лучшими произведениями искусства на выставках, по репродукциям;
- посещение мероприятий способствующих ознакомлению с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в детском саду своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Для художественно-эстетического развития ребенка в детском саду надо:
1). организовать предметно - развивающую творческую среду, оручитывая потребности детей, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно использовать традиционные и нетрадиционные изобразительные материалы в группе, а также учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации, возраст дошкольников.
Задача уголка творчества:
- развитие у детей интерес и желание заниматься творческой деятельностью;
- закреплять умение и навыки рисования, лепке, аппликации;
- расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов;
- развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
2). организация образовательной деятельности;
3). организация режимных моментов (рисование, лепка, аппликация);
4). работа с родителями ;
5). Погружение детей в культурообразующую среду (музей, выставки, цирк, театр).
Не мало важную роль играет и образование самого воспитателя. Воспитатель прививающий детям творческие способности должен быть и сам творческой личностью- это не мало важный фактор.
И только комплексный подход в решении задач художественно- эстетического развития поможет достичь высоких результатов.
Формы организации образовательного процесса при освоении образовательной области «Художественное творчество» :
- изготовление украшений для группы, игр, личного пользования.
- игры.
- рассматривание эстетически привлекательных предметов, произведений книжной графики, произведений искусства, иллюстраций.
В младшей группе активно используется нетрадиционная техника в художественно- эстетическом воспитании ребенка.
Нетрадиционно- значит не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Цели нетрадиционной художественной деятельности :
1). Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности;
2). Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Задачи:
- прививать, поддерживать интерес к нетрадиционной технике : создавать предметно- развивающую среду по художественному творчеству;
- продолжать знакомить дошкольников с нестандартным (креативным) способом изображения предметов и явлений;
- развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
- развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
- продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
- расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе (художественных салонов, выставок);
- сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем. Что здесь можно творить, чем хочешь, как хочешь и даже можно придумывать свою необычную технику.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
-способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- развивает в детях свободно выражать свой замысел;
- пробуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объемности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
- во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник деятельности дает положительный результат, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Важен также анализ работ творческих работ детей. Анализ важен прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Оценивается не сам ребенок, а его работа творческая. Важно, перед тем, как показать детям нетрадиционную технику, педагог прежде всего сам должен изучить все тонкости данной техники, ее особенности, методику, используемые материалы.
Изучить литературу по этой нетрадиционной технике, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности, планировать работу учитывая возраст детей, их индивидуальные способности, навыки в рисовании, в лепке, в аппликации, а также надо быть самому творческой личностью.
Каждая нетрадиционная техника – это игра. Используя их дети чувствуют себя свободными, смелыми, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому его надо стимулировать:
- игра- является основным видом деятельности детей и мотивирует их;
- сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости или зовет в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
- создание проблемной ситуации;
- музыкальное сопровождение, чтение художественного произведения и тд.
Нетрадиционная техника творческой деятельности связано с развитием наглядно- образного мышления, вырабатывает навыки анализа, сравнения, обобщения. Работая, учатся сравнивать, сопоставлять работы с работами «соседей». Учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании развивается внимание, по натуре – память; при лепке, развивается память «пальцев», познается материал на ощупь, на свойства, моторную координацию; при аппликации - фантазия и мышление.
Приобретая опыт используя нетрадиционную технику в творчестве, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в творчестве.
Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!
Использованная литература :
1). Волынкина В. И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников/В. И. Волынкин. - Ростов н/Д., 2007.- с. 14-44.
2). Занятия по ИЗОдеятельности в детском саду : материалы [ Электронный ресурс]// Метод пресс центр: [сайт].- 13.06.2013.- URL :https://metodpresscentr.ru/blog/doy/11926.html (15.09.2014).
3). Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Мл. гр. / авт. - сост. И. Гуреева. - Волгоград: Корифей, 2009.- 112с. : ил. - (Д/с).- Библиогр. : с. 101.
4). Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй мл. гр. д/ с: конспекты занятий / Т. С. Комарова. - 2-е изд.
5). Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Мл. гр. : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: метод. пособие для спец. дошк. образоват. учреждений: [лепка, аппликация,рисование]/ И. А. Лыкова. - Переизд., дораб. и доп. - М. : Карапуз- Дидактика: ТЦ Сфера, 2007.-143с. ;
6). Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Мл. гр. Образовательная область «Художественное творчество» : метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений/ И. А. Лыкова. - М. : Цветной мир, 2012.- 143 с.
7). Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности// Дошкольное воспитание. - 2009.-№ 9.- с. 74-80.