Елена Матвеева
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве (статья)
▼ Скачать +Заказ
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве
Матвеева Е. Н.
музыкальный руководитель МБДОУ № 31, г. Ангарск
Очень часто в жизни приходится слышать: «Спеть? Да, что вы, мне медведь на ухо наступил!» Или «Зачем моему ребёнку пение – у него слон по ушам потоптался. У него совсем нет музыкального слуха!»
Публикация «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве (статья)» размещена в разделах
А тем не менее музыкальный слух есть у всех людей…и одна из способностей человека уметь отличать мужской голос от женского и есть проявление музыкального слуха…
То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый «букет» разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Все эти способности не являются только наследственными (врожденными, но могут быть созданы умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.
Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).
Конечно музыкальный слух, как и чувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальных способностей, без которой не может осуществляться ни один вид музыкальной деятельности. В целом музыкальный слух и чувство музыкального ритма образуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. Эта группа способностей принимает на себя основную информационную нагрузку в процессе восприятия и воспроизведения сложной, многокомпонентной музыкальной ткани. И если чувство ритма ответственно за ритмическую составляющую музыки, то музыкальный слух - за звуковысотную, тембровую, динамическую.
Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» (1947) говорил о двух значениях термина «музыкальный слух» : более широком и более узком. Под музыкальным слу-хом в широком значении понимается как звуковысотный слух, так и тембровый и динамичес-кий, в узком значении - только звуковысотный. Поскольку звуковысотное движение - основной «носитель смысла» в музыке, ведущую роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный слух. «Без него невозможно никакое осмысленное восприятие музыки и тем более никакое музыкальное действование» (Б. М. Теплов).
Восприятие высоты складывается из собственно звуковысотного и тембрового компонентов. Слышание - выявление собственно высоты звука происходит в процессе музыкальной деятельности, так как только в музыке звуковысотное движение становится существенно важным.
По данным экспериментальных исследований, люди с неразвитым музыкальным слухом, в том числе дети на начальном этапе музыкального развития, оценивают высоту в основном по тембровой характеристике (светлота, объём звука, а обладающие хорошим звуковысотный слухом уверенно различают высоту независимо от тембра.
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Мелодический слух имеет две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Ладового чувства достаточно для полноценного восприятия, узна-вания мелодии, музыкальные слуховые представления необходимы для её воспроизведения.
Ладовое чувство, в его собственном значении, позволяет различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготение друг к другу. Одно из наиболее элементарных его проявлений - чувство тоники (тенденция заканчивать мелодию на тонике и воспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную). Бла-годаря ладовому чувству все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и другим устойчивым звукам лада. Каждый звук мелодии имеет своеобразную ладовую окраску, определяющую степень его устойчивости и характер «тяготения».
По мнению ряда авторов (Е. Эфруси, М. Антошина и др., стремление заканчивать мелодию на устойчивом звуке оказывается настолько развитым у детей уже в семилетнем возрасте, что в дальнейшем не происходит заметного прогресса. Е. В. Назайкинский и Е. П. Иова отмечают, что дети среднего дошкольного возраста в условиях воспитания в музыкальной среде хорошо воспринимают некоторые простые ладовые связи, в частности, тонико-доминантную. Эти и другие имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что становление элементарных проявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве без специальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкального окружения.
Одной из задач было изучение становления системы музыкального слуха на этапе дошкольного детства. Выяснение основных возрастных закономерностей развития этой системы, в том числе ступени формирования ладового чувства и музыкальных слуховых представлений как составляющих мелодического слуха.
В связи с этим весьма значимы данные Б. М. Теплова о рассогласовании уровней развития ладового чувства и музыкальных слуховых представлений у одних и тех же детей. Ладовое чувство оказывалось у них гораздо более развитым, чем музыкальные слуховые представления. Автор объяснял такое рассогласование как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и при очень слабых слуховых представлениях.
На основании этих и других имеющихся в литературе аналогичных данных была выдвинута гипотеза о, возможно, разновременном появлении компонентов структуры музыкального слуха. Основное внимание было уделено динамическому, тембровому и звуковысотному слуху как наиболее востребованным в музыкальной деятельности дошкольников.
Становление этих компонентов музыкального слуха изучалось в условиях массового диа-гностического обследования, в котором участвовало 600 дошкольников всех возрастных групп, а также происходил многолетний эксперимент. Не анализируя данные эксперименты подробно, остановимся кратко на диагностических методиках и полученных результатах.
В эксперименте, посвященном динамическому слуху, дети должны были решить две задачи разной сложности: воспроизвести на детском музыкальном инструменте контрастные дина-мические характеристики (громко - тихо) музыкального отрывка, предлагаемые педагогом в его исполнении на фортепиано, а затем - в тех же условиях - воспроизвести постепенное увеличение и уменьшение громкости.
Анализ результатов этого диагностического занятия показал, что динамический компонент музыкального слуха достиг достаточно высокого уровня развития уже на четвертом году жизни: все дети так или иначе справились с воспроизведением динамической стороны музыкального отрывка. При этом многие получили самые высокие оценки за решение как первой, так и второй задачи. Таким образом, для детей оказалось доступным воспроизведение не только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого к тихому звучанию и наоборот. Лишь некоторые дошкольники решали вторую, более сложную задачу несколько хуже, чем первую.
Если обратиться к практике музыкальных занятий в детском саду, то эти данные говорят о том, что уже во второй младшей группе дети способны воспроизводить динамические оттенки в процессе исполнения музыкальных произведений и соответствующие задачи перед ними уже можно ставить.
Степень сформированности тембрового слуха мы выявляли по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов. Использовались струнные (гусли, цимбалы, ду-ховые (саксофон, триола, губная гармошка, дудочка, язычковые (аккордеон, детская гармошка) и ударные (барабан, бубен, ксилофон, металлофон) детские музыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга по тембровым характеристикам.
Сначала предлагались резко контрастные по звучанию инструменты разных групп (например, гусли, дудочка, барабан, затем всё более близкие, требующие более тонкой дифференцировки инструменты одной и той же группы (например, триола, саксофон, дудочка). При этом на барабанах и бубне всегда исполнялся один и тот же ритмический рисунок (так называемый ритм суммирования, а на всех остальных инструментах -нисходящее мажорное трезвучие. В зависимости от успешности решения дети получали от четырёх до шести задач возрастающей сложности.
Занятие проводилось в форме игры-загадки «Отгадай, на чём играет зайчик». Сначала детям показывали инструменты, со многими из которых они уже были знакомы, предлагали поиграть на них. Затем инструменты, которые лежали на детских столиках, закрывались экраном, а «зай-чик» играл на каком-либо из них. После этого экран убирался, и ребёнок показывал инструмент.
Оказалось, что дети успешно справляются с различением тембров музыкальных инструмен-тов, относящихся к разным группам. Что касается тембров инструментов, близких по звучанию, в особенности инструментов одной и той же подгруппы, то дети четвёртого года жизни их практически не различают.
В дальнейшем, с возрастом и опытом музыкальной деятельности, тембровый слух, как и другие компоненты музыкального слуха, развивается, но различение самых близких по тембру звучания инструментов остаётся задачей, которая не решается в существующих условиях музы-кальных занятий. Таким образом, можно говорить о развитии в дошкольном детстве только са-мого элементарного тембрового слуха. Тем не менее, если и здесь обратиться к практике музы-кальных занятий, то становится понятным, почему дошкольники могут самостоятельно выбрать для оркестра детские музыкальные инструменты, соответствующие по звучанию тому или иному отрывку исполняемого музыкального произведения.
Что же касается звуковысотного мелодического слуха и двух его основ, то уровень развития элементарных составляющих ладового чувства определялся по методике, которая включала три задания возрастающей сложности: на «чувство тоники», на узнавание знакомой мелодии и на различение по высоте ступеней звукоряда.
Первое задание оказалось действительно самым простым, и с ним к пятому году жизни справлялись почти все дети. К этому возрасту у большинства дошкольников оказалась сформированной и способность к узнаванию, идентификации мелодии. Узнавание мелодии не требует ладового чувства в его наиболее точном значении (способности к ладовой оценке музыкальных тонов) и происходит благодаря непосредственному восприятию направления её движения, в котором ещё слиты собственно высотные и тембровые компоненты.
Третье задание оказалось в целом более сложным. Его выполнение зависело от степени уда-лённости друг от друга сравниваемых ступеней лада, от интервала между ними. Если это была октава, с заданием справлялось большинство детей пятого года жизни. По мере сближения ступеней, то есть усложнения дифференцировки, количество детей, которые справлялись с заданием, уменьшалось, секунду различало только 30-40% детей. Поскольку в наших экспериментах интервалы давались в мелодическом, а не гармоническом изложении, мы можем говорить пока лишь об элементарных интервальных представлениях, а не о «чувстве интервалов». Судя по полученным результатам, эти представления не выявляют уровня развития звуковысотного слуха, свободного от тембровых компонентов.
Таким образом, все три задания диагностировали наличие у детей элементарных проявлений ладового чувства, в структуре которого пока слиты собственно звуковысотные и тембровые компоненты.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в существующих условиях музыкальных занятий, когда отсутствует прямое целенаправленное формирование ладового чувства и оно развивается как «побочный продукт» различных видов музыкальной деятельности, элементарные компоненты этой способности формируются уже к пятому году жизни. При этом, по нашим данным, значительный скачок в их развитии происходит на четвёртом году жизни, с началом уже достаточно развёрнутых музыкальных занятий в детском саду.
Уровень развития второго компонента мелодического слуха - музыкальных слуховых представлений - в наших диагностических экспериментах определялся по качеству интони-рования мелодии голосом. Он мог определяться и по показателям подбора мелодии по слуху на музыкальном инструменте. При этом на результаты диагностики не влияли бы трудности слухо-вокальной координации (достаточно значительные у многих детей, что несколько улучшило бы показатели. Однако для реализации методики подбора по слуху необходимо предварительное специальное обучение детей, что в условиях массового обследования практически невозможно.
Формирование всех компонентов системы музыкальности, всех музыкальных способностей происходит, естественно, во всех видах музыкальной деятельности, поскольку эти способности являются порождением, отражением самой музыки. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют определенные преимущества в плане формирования той или иной музы-кальной способности. В них эти способности развиваются прямо и очень успешно.
Мелодический слух развивается, главным образом, в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах. Связь развития мелодического слуха с занятиями пением, сольфеджированием всегда использовалась в практике музыкального воспитания и нашла блестящее экспериментальное подтверждение в специальном психологическом исследовании, посвященном изучению механизма восприятия высоты звука (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гйппентейтер, О. В. Овчинникова). В нём было показано, что восприятие высоты звука происходит при непосредственном участии вокального или другого моторного действия. При этом «интонирование», по словам А. Н. Леонтьева, не просто воспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный мир самого процесса восприятия, становясь фактически его механизмом. Вокальное воспроизведение представляет собой, в сущности, детальный звуковысотный анализ музыкальной ткани. Он необходим в тех случаях и до тех пор, пока данные конкретные звуковысотные отношения не начнут восприниматься синтетически, целостно. С развитием «синтетического» восприятия необходимость в двигательном, вокальном отражении отпадает. О глубокой связи слуховых музыкальных представлений с вокальной моторикой, «внутренним пением» говорили также Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Л. В. Благонадежина и другие исследователи. Таким образом, можно считать бесспорно ведущей роль вокализации в становлении и развитии звуковысотного слуха.
В массовом диагностическом эксперименте каждому ребёнку предлагали спеть (с ак-компанементом) песню, которая разучивалась на музыкальных занятиях. Предварительно оп-ределялась удобная для него тональность. Анализировалось качество интонирования мелодии голосом.
Полученные данные позволили выявить шесть возрастных ступеней развития этой способности. На первой ступени интонирование отсутствовало, ребёнок просто проговаривал слова песни в определенном ритме, который иногда соответствовал её ритмической структуре. На второй ступени впервые появлялось интонирование как таковое: ребёнок воспроизводил голосом высоту одного-двух звуков мелодии, на которых и пропевалась вся песня. На этих двух ступенях, по нашим данным, находилось большинство (60%) детей четвёртого года жизни.
Для третьей ступени было характерно интонирование общего направления движения ме-лодии. На ней находилось примерно равное количество детей следующих возрастных групп (от 27% детей пятого года до 20% - седьмого). На четвертой ступени развития интонирования мелодии голосом на фоне воспроизведения общего направления движения мелодии появлялось чистое интонирование отдельных её отрезков. Эта ступень была характерна для детей шестого (32,5%) и седьмого (41,6%) года жизни.
На пятой ступени чисто интонировалась вся мелодия песни с аккомпанементом. Её дости-гали только 28,6% детей шестого и 29,9% детей седьмого года жизни. И, наконец, те немногие старшие дошкольники, которые могли чисто спеть всю мелодию без аккомпанемента, находи-лись на шестой ступени развития этой способности.
Таким образом, в условиях традиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточно большое количество времени и внимания, которое уделяется пению и интонированию, лишь треть детей подготовительной к школе группы достигает чистоты интонирования всей мелодии в условиях пения с аккомпанементом. Возможно, одной из причин такого положения является отсутствие специальной работы по постановке детского певческого голоса.
Специальное формирование основных певческих навыков облегчает детям процесс вокализации, снимает трудности слухо-вокальной координации, способствует постепенному увеличению диапазона и развитию музыкального слуха. Ещё важнее, что эта работа способствует сохранению здоровья певческого аппарата ребёнка, прививает любовь к пению.
Резюмируя всё вышеизложенное относительно развития двух составляющих мелодического слуха, следует сказать, что ладовое чувство в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизни, причем на четвёртом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы дошкольного детства оно развивается лишь незначительно. Элементарные проявления этой способности служат естественной основой формирования ладового чувства в его собственном значении.
Музыкальные слуховые представления как основа активного воспроизведения мелодии голосом у большинства детей в существующих условиях музыкального воспитания дошкольников формируются от четырёх до семи лет и в более старшем возрасте. Качественный скачок, отмечаемый тоже на четвёртом году жизни, сменяется плавным развитием на пятом-седьмом годах.
Таким образом, в системе мелодического слуха ладовое чувство в его элементарных проявлениях опережает в развитии музыкальные слуховые представления.
Если попробовать представить себе становление всей «лестницы», всей системы музыкаль-ного слуха в онтогенезе, то последовательность появления её компонентов будет следующей. Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарные динамический и тембровый музыкальный слух, т. е. те компоненты системы музыкального слуха, немузы-кальными аналогами которых дети овладели уже до начала музыкальной деятельности (дина-мика и тембр звуков окружающего мира).
Затем под влиянием музыки, задач, которые ставит перед ребёнком музыкальная деятель-ность, у него начинает формироваться относительный звуковысотный слух : сначала мело-дический, потом, в определенных условиях, -гармонический. При этом в системе мелодичес-кого слуха первыми, как было показано выше, появляются элементарные составляющие ладо-вого чувства и только потом - музыкальные слуховые представления.
На основе относительного звуковысотного слуха в определённых условиях может сформи-роваться абсолютный звуковысотный слух. Высшие формы музыкального слуха, такие, как тональный, полифонический, развиваются в условиях сложных форм музыкальной деятель-ности (Н. А. Римский-Корсаков).
Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.
Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты»
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез, повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали, потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков, потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Кто поет?»
Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.
Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.
Игра «Путаница»
В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.
Некоторые советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Безусловно полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки» : чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).
Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.
Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.
Один-два раза в неделю по полчаса — и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.