Татьяна Воробьева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Мы считаем, что нужно использовать всесильную детскую фантазию, направлять ее в творческое русло.
Н. А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества :
-на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;
-задача второго этапа - формирование у детей способов действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом (создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал);
-на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности мы осуществляем последовательно и постепенно:
1. Во 2-й младшей группе формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения животных).
2. В средней группе обучаем элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развиваем творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Мы считаем, что задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, мы используем яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Д. Кабалевский, Э. Григ., расширять представления, детей о музыке разных времен и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, мы учли следующие рекомендации П. Б. Ермолаевой:
-внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
-изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребенку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);
-формирование достаточно высокой самооценки;
-воспитание педагогом собственной креативности.
Мы считаем, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в конечном продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.