Светлана Тронько
Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников.
Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников.
Ритмика — является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников» размещена в разделах
Ритмопластика — это музыка и танцы, сопровождающие каждое занятие, развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма, повышение эмоционального состояния ребёнка. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Основу для ритмических композиций составляют простые движения. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, а также развиваются физические и коммуникативные навыки.
Основные принципы обучения.
Развитие восприятия музыки и выразительного движения планируется проводить по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:
Принцип воспитывающего обучения. Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь.
Принцип доступности заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности. Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип наглядности. Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала.
Принцип сознательности, концентричности. Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствуют осознанности восприятия музыкального произведения, передачи музыкального образа через движение. В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений. Принцип прочности. Закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.
Принцип адаптивности, гибкости. Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.
Принцип интеграции. Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, музыкального руководителя инструктора по ФИЗО, психолога.
Основные направления деятельности по развитию музыкально - ритмических навыков.
Игры со словом. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение использую такой педагогический материал, как игры со словом. Такие игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки : прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, лёгкий стремительный бег. Главное условие, при использовании такого метода — выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках, то есть ритмизировать.
Музыкально-ритмические упражнения. В музыкально -ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: все возможные хлопки, удары предметом о предмет, повороты, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т. д. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием ритмических навыков, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве. В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т. п., расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Танцы, пляски и хороводы. Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т. д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми. В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: - метрическую пульсацию; -чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; -смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т. д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.
Музыкальная игра. Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей и в развитии музыкально-ритмических навыков. В музыкальной игре, дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.
Музыкально-дидактических игры в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях
Все эти направления сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности. Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.