Петрова Марина
Развитие моторики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых, таких, как И. П. павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Публикация «Развитие моторики у детей с ОНР» размещена в разделах
Формирование движений происходит при участии речи. Точное. динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища и головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.
От того, как организовано воспитание и обучение, какие условия созданы для развития компенсаторных возможностей ребенка, будет зависеть насколько эффективно он овладеет речью.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья. То, что упущено в детстве трудно наверстать.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
И именно поэтому, важно учитывать возможности развития двигательных навыков на формирование психических функций ребенка, в том числе и речи.
Важно отметить, что отличительными чертами работы с детьми с ОНР являются: большее количество повторений, более продолжительный показ, неоднократное и детальное объяснение, более длительное запоминание зрительных ориентиров, замедленная реакция на звуковые сигналы, что объясняется особенностями таких детей. И, именно поэтому, возникла необходимость в совместной целенаправленной работе не только специалистов ДОУ, но и вовлечении родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Совместно с родителями происходит обогащение содержания педагогического процесса в работе с детьми:
- созданы картотеки речевых игр для детей с ОНР;
- игротеки (подвижные, народные игры);
- комплексов упражнений утренней гимнастики (1 раз в месяц утреннюю гимнастику проводят родители);
- видеотеку (подборка мультфильмов, познавательных фильмов);
- артикуляционных гимнастик (в том числе, в электронном виде);
- упражнения для развития пальцев (в том числе, пальчиковой гимнастики);
- игры с песком.