Светлана Гришина
Развитие моторики, тактильной чувствительности, осязания у детей с ОВЗ посредством коррекционных игр и упражненений
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-дефектолога.
«Развитие моторики, тактильной чувствительности, осязания
у детей с ОВЗ посредством коррекционных игр и упражнений»
Публикация «Развитие моторики, тактильной чувствительности, осязания у детей с ОВЗ посредством коррекционных игр и упражненений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека.
Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.
Дети учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами, находят одинаковые и различные предметы на ощупь, с закрытыми глазами.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки -важная часть подготовки к школе, в частности, к письму.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности.
Задачи.
-формировать представления о строении и возможностях рук, знакомить с расположением и названием, назначением пальцев; обучать различным действиям рукой, отдельных пальцев, различать пластику и ритм ласковых, строгих и других видов действий рук,
-формировать умение и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, обучать приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов
-учить выделять сенсорные эталоны формы, формировать приемы обследования предметов, животных,
-учить выделять сенсорные эталоны осязательных признаков предметов, дифференцировать различные признаки предметов,
-учить использовать приемы осязания при знакомстве и общении с человеком.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.
В своей работе я использую различные игровые задания, которые состоят из 2-х частей:
I. Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры) необходимые для того, чтобы снять напряженность мышц кистей, пальцев, а так же развивать их подвижность и гибкость.
II. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих чувствительность и мелкую моторику.
1. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры. Пальчиковый «Игротренинг». «Расскажи стихи руками»
Можно оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
2. Игры, упражнения с прищепками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, морской галькой, ракушками, резиночками, лоскутами, предметами разной фактуры
Эти игры и упражнения оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
-Игры с прищепками-полезны, если пальчики действуют неуверенно, неловко, хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
-Сортировка предметов-перебирают и раскладывают по тарелкам: бобы в большую тарелку, фасоль. – в среднюю, горох –маленькую. Наполняя бутылочки, слушают, звук по стенкам бутылочки.
-Угадай с закрытыми глазами.
-Прокатывание между большим и указательным пальцем.
- Придавливание поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, делая вращательные движения.
-Перекатывание пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
- Нанизывание: пуговицы, бусы, макароны, сушки, круги, квадраты, сердечки, листья деревьев.
-Выкладывание букв, силуэтов различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек.
-«Поможем Золушке»--перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис).
-«Составь узор из резиночек»(станок, - «Найди (шерстяные ткани)».
-«Отбери все металлические (деревянные, резиновые, пластмассовые) предметы».
-«Чудесный мешочек».
-«Коробка сюрпризов» дети на ощупь обследуют одной, двумя руками, при этом развивается осязание и формируется понятие об объеме, форме, фактуре предметов.
-Пальчиковый бассейн-его назначение –воздействие на нервные окончания, на кончиках пальцев. Насыпать в емкость, коробку разные крупы, фасоль, горох, камушки или шарики. Ребенок опускает руки в бассейн, совершает вращательные движения, откапывает спрятанные взрослым предметы и др.
3. Песочная терапия.
4. Вырезание ножницами.
5. Аппликации.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Выкладывание рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона. Оклеивание пластилином стеклянной бутылки, вазы. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
8. Шнуровки «Ниткография»
1-шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали
2 шнуровки: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.
3 шнуровки, изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
9. Рисование, раскрашивание.
средство развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки, формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости, развивается мелкая мускулатура руки. Рисование различными материалами требует различной степени нажима.
Для начала хорошо использовать:
-обводку плоских фигур: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку
-рисование по опорным точкам; пунктирным линиям;
-дорисовывание второй половины рисунка;
-рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги, копируя рисунки.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно.
10. Графические упражнения. совершенствование тактильных и моторно-двигательных функций, на развитие зрительно-моторной координации. Каждую графическую игру я начинаю с небольшого массажа кистей рук в игровой форме, например: «Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке. Затем делаем пальчиковую гимнастику и приступаем к графическим играм. Каждую графическую игру начинаю с чтения стихотворного условия, которое необходимо выполнять как игровое задание: «Бегут рельсы, как река- заповедны берега», «Рельсы удаляются и не пересекаются», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы- проедет поезд запоздалый», и др.
Трафареты.
Использую работу с трафаретами. Обводка готового контура предмета при зрительной патологии становится коррекционным способом развития образа предмета.
11. Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Виды штриховки:
-раскрашивание короткими частыми штрихами;
-раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
-центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
-штриховка длинными параллельными отрезками.
-«От дома к дому»-точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы.
-«Всевозможные лабиринты»- рисуют различные лабиринты он «проходит» по ним карандашом.
-Обведение любых вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Полезно также штрихование сеткой.
-Рисование орнамента на листах в клетку
12 Мозаики, конструкторы, Лего, «Пазлы», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» (на воссоздание силуэта из геометрических фигур).
13 Массажные ролики, мячи, эспандеры, Су-Джок терапия. Это ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.