Ольга Владимировна Павликова
Развитие моторики и сенсорного воспитания у дошкольников групп компенсирующей направленности от 4 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Работа представлена по направлению - индивидуальные занятия с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушение речи, а также для детей с задержкой психического развития. В работе используется методы и приёмы на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития. Основной акцент направлен на совершенствование моторике, сенсорного воспитания и эмоциональной устойчивости ребенка.
Публикация «Развитие моторики и сенсорного воспитания у дошкольников групп компенсирующей направленности от 4 до 6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группы компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2019
Известно, что основы познавательной активности детей закладываются в дошкольный период, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим включение эффективных методов и приемов, а также интересного и необычного дидактического материла на коррекционных занятиях, является важным условием обучения и воспитания детей с ОВЗ, так как привлекает внимание ребенка и благоприятно влияют на тактильные ощущения и зрительное восприятие в целом. Что в дальнейшем приводит к повышению уровня развития важнейших психических функций: воображения, наглядно-действенного мышления, памяти, произвольного внимания и активизирует словарь детей.
На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, общей координации движений. В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся в кончиках их пальце, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Но на мыслительную деятельность влияет не только развитие мелкой моторики, но и общая координация, и двигательная активность ребенка. И. П. Павлов цитировал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, и др.
Помимо упражнений на движения тела и пальцев, так же в работе используются дыхательные и глазодвигательные упражнения (подуй на картинку справа, покажи глазками где нарисован круг и т. п.). Рассмотрим подробнее необходимость включения этих упражнений.
Роль дыхания, как фактора, стимулирующего деятельность мозга, подтверждает опыт врачей, психологов, педагогов. Правильное дыхание активизирует обменные процессы и мозговую деятельность. Дыхательная гимнастика помогает освободить ребёнка от напряжения. Кроме этого дыхательные упражнения улучшают ритмику организма.
Но и конечно же нельзя забывать, что в дошкольный период ведущим видом деятельности является – игра, поэтому все коррекционные занятия простроены так что ребенок не сидит за столом, а передвигается от одного пособия к другому.
В наше время компьютерных игр и интерактивных игрушек, очень трудно удивить ребенка. На смену матрешкам, пирамидкам и кубикам пришли танцующие животные, поющие куклы и герои из «заморских» мультсказок. Такие игрушки не на долго удерживают внимание ребенка, не развивают его воображение и игровой замысел из-за чего игра сводится к простым манипулятивным действиям малыша с игрушкой.
Работая с дошкольниками групп компенсирующей направленности, мы подбираем индивидуальный подход не только к самим детям, но и к играм и игрушкам с которыми они играют. В своей практике я заметила, что таких детей привлекают игрушки, от которых исходит положительная энергетика, дети любят мягкие и уютные игрушки приятные на ощупь. Вот так и появились в моей педагогической коллекции дидактических игр собственноручно изготовленные пособия для индивидуальной работы с детьми ОВЗ. Дидактические игры выполнены из фетра, материал яркий, приятны на ощупь. При взаимодействии ребенка с данным пособием используется прием наложения (картинки на картинку или части картинки на целое, что способствует появления из плоскостного изображения в объемное. На занятиях с пособием из фетра у дошкольников развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, воображение, целостное восприятие и ориентировка в пространстве.
Игры из фетра можно использовать как дидактическое пособие в индивидуальной работе, а так же как элемент сюжетно-ролевой игры.
Цикл дидактических игр «Хозяюшка».
ЦЕЛЬ: формировать тактильные ощущения, развивать мелкую моторику рук, закрепить знаний о домоводстве.
1.«Яблочный компот».
ЦЕЛЬ: Развивать количественные представления, закрепить порядковый счёт, научить соотносить число с цифрой.
Упражнять дошкольников в умении считать предметы (яблоки) соотносить их с цифрой. «Давай сварим яблочный компот – компот из яблок. Посмотри на карточку, сколько яблок нам для компота понадобится? Давай возьмём из корзинки одно яблоко, второе яблоко, третье яблоко и т. д. Как ты думаешь, сколько яблок осталось в корзинке?». В эту игру можно играть детям, которые умею считать, и знают цифры (4 – 6 лет). Дидактическую игру можно использовать в индивидуальной работе, а так же как элемент сюжетно-ролевой игры.
Игру можно усложнить добавив другие фрукты, а если изготовить из фетра ягоды то кроме компота можно вместе с ребё нком сварить варенье:
• Варенье из малины – малиновое варенье.
• Варенье из клубники – клубничное варенье.
• Варенье из черники – черничное варенье и т. п.
Все зависит от желания ребенка, каким именно компотом или вареньем он хочет угостить своих гостей. Ягоды или фрукты можно вырезать с дошкольником вместе, что будет вдвойне приятно малышу при обыгрывании предметов во время сюжетно-ролевой игры.
2. «Печём торт», «Пицца».
ЦЕЛЬ: Развивать целостное восприятие, творчество и воображение.
В игру могут играть дошкольники от 3х до 5ти лет.
Инструкция: Из отдельных деталей нужно собрать целую картинку – (испечь торт). Инструкция: Собрать из деталей картинку - (испечь пиццу).
Дидактические игры можно использовать, как пособие в индивидуальной работе, а так же как элемент сюжетно-ролевой игры.
3. «Сварим супчик или кашу».
ЦЕЛЬ: Развивать наглядно-действенного мышление, активизировать словарь.
Игра для детей дошкольного возраста от 4х до 6ти лет, направлена на развитие активного словаря ребёнка.
«Давай сварим супчик из вермишели. Какой это супчик?»
• Суп из вермишели – вермишелевый
• Суп из фасоли – фасолевый
• Суп из гороха – гороховый
• Суп с картошкой - картофельный
«Давай сварим кашу»
• Каша из манной крупы – манная
• Каша из перловой крупы – перловая
• Каша из гречневой крупы – гречневая
• Каша из рисовой крупы – рисовая
• Каша из пшённой крупы - пшённая
4. «Стирка».
ЦЕЛЬ: Развивать зрительное восприятие.
Игра направлена на закрепление цвета (оттенков) для детей дошкольного возраста от 3х до 5ти лет. Дидактическая игра «Стирка» поможет сформировать операции зрительного контроля (соотношение прищепки с цветом одежды, укрепит мелкую мускулатуру рук, а также активизирует словарь названиями предметов одежды.
Данную игру можно рекомендовать в использовании как дидактическое пособие в индивидуальной работе, а так же как элемент сюжетно-ролевой игры. Для усложнения игры можно предложить детям выбрать для стирки одежды стиральный порошок соответствующего цвета или оттенка.
5. «Что в мешочке».
ЦЕЛЬ: Развивать тактильное восприятие.
Хозяюшка ходила на рынок за продуктами и когда принесла все покупки домой, поняла что не знает в каком мешочке что находится, так как все мешочки одинаковые. Давайте поможем хозяюшки, подскажем что внутри, но открывать мешочки пока не будем, чтобы продукты не испортились.
Для детей дошкольного возраста от 3х до 5ти лет. Игру можно использовать как дидактическое пособие в индивидуальной работе и в работе с подгруппами.
6. «Залатай коврик»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительное восприятие и внимание.
В игру могут играть дошкольники от 3х до 5ти лет (1 – 4 детей). «Посмотри, вырезан кусочек и поэтому коврик получился с дыркой. Необходимо подобрать такой кусочек, который подходит к коврику по цвету и форме». Данную игру можно использовать как дидактическое пособие в индивидуальной работе, а так же как элемент сюжетно ролевой игры.
Используя игры из серии «Хозяюшка» на индивидуальных занятиях с детьми ОВЗ с применением игровых методов и приемов в дальнейшем помогает ребенку перенести действия в сюжетно-ролевую игру. Формирование всех видов детской деятельности в том числе и игровой, происходит в группах компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями. Это проявляется в стремлении специалистов к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания. Создание условий предметно-пространственной развивающей образовательной среды, она должна быть в меру содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В группах компенсирующей направленности среда должна развивать познавательную активность дошкольника.
Сенсорная рамка.
Сенсорная рамка может применяться в качестве демонстрационного пособия (на натянутые нити можно повесить предметные или сюжетные картинки, работы детей, оформить фотоотчет о проделанной работе в группе). А так же для индивидуальных занятий с детьми для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития и ориентировке в пространстве. Ребенок во время занятия может выбрать удобное для себя положение (сидя или лёжа на коврике, сидя на модуле или стульчике, стоя).
Методы и приёмы работы с сенсорной рамкой :
1. «Столько же сколько».
Предложить ребенку разложить по стаканчикам столько карандашей (фишек, игрушек, палочек и т. п., сколько кружков изображено на карточке.
2. «Один – много».
Предложить ребенку напоить Лунтиков молочком. Спросить, что для этого нужно, сколько кружечек поставить, чтобы всем хватила молока.
3. «Большой - маленький».
Предложить построить из кубиков для зайчат лесенки. Зайчата разной величины, значит и лесенки для них будут разные или одинаковые? Какие будут лесенки? Почему?
4. «Соотношение цифры и числа».
Подбери цифры к количеству пуговиц на шнурке.
5. «Подбери пару: по цвету, по размеру, по форме».
6. Покажи картинку левой – правой рукой или левой – правой ногой».
Световой сенсорный стол.
Световой сенсорный стол представляет собой объединенных двух, казалось бы ничем не похожих предметов в один. Это пластиковый прозрачный бокс и новогодняя разноцветная гирлянда. Гирлянду помещаем в бокс, накрываем крышкой и включаем. Такой оригинальный светящийся столик привлекает внимание дошколят своим необычным видом и сменой цвета. За таким столиком дети любят играть в дидактические игры на развитие мелкой моторики, конструировать, собирать пирамидки, матрешки, вкладыши и мозаику. А можно использовать как наглядное пособие для демонстрационного материала, наклеить на его цифры, геометрические фигуры, предметные картинки и т. п. и разместить такой интерактивный бокс на уроне глаз детей.
Хотелось бы отметить важное влияние света на соматическое и психическое состояние ребенка. Известно, что наличие световых эффектов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т. д. Поэтому продуманное применение света может повысить эффективность выполняемых заданий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Такие занятия можно проводить в сенсорной комнате.
Предлагаю серию игр, которые использую в работе на индивидуальных занятиях с детьми ОВЗ на световом сенсорном столе с цветным кварцевым песком или кинестетическим песком.
Все дошколята любят играть с песком, еще К. Д. Ушинский сказал: «Самая лучшая игрушка для детей – это куча песка!». А когда нет возможности поиграть детям песком на улице, то оборудованная песочница в помещении вызывает у ребенка только восторг и положительные эмоции. При взаимодействии дошкольника с песком развиваются моторика и тактильные ощущения и все психические процессы.
Прелесть рисования на песке состоят еще и в том, что если ребенку не понравилась созданная им картинка её всегда можно дополнить, исправить или нарисовать заново.
Цель:
• Знакомство с песком и его свойствами.
• Снятие тревожности и мышечного напряжения.
Задачи:
• Развитие мелкой моторики.
• Снятие психомоторного напряжения.
• Создание положительного эмоционального фона.
Занятие 1. «Знакомство с песком».
На первом занятии предлагаю ребенку познакомиться с песком (потрогать его руками, оставить отпечаток своей ладони). Если ребенку неприятны прикосновения рукой предлагаю порисовать на нем палочкой или кисточкой.
Занятие 2. «Свойства песка».
На этом занятии после манипулятивных действий с песком обсуждаем с ребенком, какой песок, что с ним можно сделать. Предлагаю ребенку самостоятельно с ним поиграть, порисовать песком или просто расфасовать по разным ёмкостям.
Занятие 3. «Разные дорожки».
С помощью кистей или палочек разной ширины предлагаю ребенку нарисовать дорожки к домику для домашних животных.
Занятие 5. «Художник».
На этом занятии ребенок сам выбирает, чем бы он хотел рисовать на песке (кисть, палочка или пальцами). Рисунок может быть любым от предметного, до сюжетного.
Занятие 6. «Разноцветные предметы».
Ребенок самостоятельно выбирает цвет песка с которым он хочет взаимодействовать. Педагог предлагает нарисовать на этом песке тот предмет который соответствует цвету песка выбранного ребенком (желтое – солнышко, синий – река и т. п.).
Занятие 7. «Разноцветные предметы» (из кинестетического песка).
На это занятии все предметы из плоскостного переходят в объёмный формат. Ребенку предлагаются на выбор формочки для лепки предметов.
Занятие 8. «Повтори за мной».
Показываю ребенку картинку какие узоры можно нарисовать на песке, предлагаю перенести данный узор на песочную поверхность.
Занятие 9. «Одновременно».
Ребенок одновременно рисует на поверхности двумя руками.
Занятие 10. «Угадай что я нарисовала».
На этом занятии можно устроить с ребенком соревнование «Кто больше угадает нарисованных предметов».
Занятие 11. «Дорисуй предмет».
Договорится с ребенком, кто будет начинать рисовать, а кто продолжать идею и замысел рисунка.
Занятие 12. «Найди клад».
В кинестетический песок прячем маленькую игрушку и предлагаем ребенку сначала при помощи палочки, а потом поочередно правой и левой рукой отыскать игрушку в песке.
Творческий подход к проведению занятий с детьми с ОВЗ, позволяет более продуктивно удерживать внимание дошкольников. Представленные игры вызывают у дошкольников положительные эмоции, новые зрительные и тактильные ощущения. Дети становятся более активными на индивидуальных занятиях, открыты для общения во время образовательной деятельности.
Используемая литература:
1. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» - СП: 2010.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» - М: 2005.
3. Никишина В. Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития» - М: 2004.
4. Филатова И. А. «Развитие и коррекция пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи» - М: 2010.
Педагог – психолог МК ДОУ «Сибирячок» высшей квалификационной категории Павликова Ольга Владимировна