Галина Никифорова
Развитие мотивации к чтению на уроках у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема чтения подрастающего поколения не теряет актуальности. Без преувеличения можно сказать, что повышение интереса к чтению - общенациональная задача. Польза чтения доказана и неоспорима. Чтение повышает внимательность при концентрации на чем-то важном, улучшает память, развивает навыки критического мышления и анализа, расширяет словарный запас, помогает справляться со стрессом, положительно влияет на грамотность, развивает воображение, мотивирует на самосовершенствование и учит эмпатии.
Публикация «Развитие мотивации к чтению на уроках у младших школьников» размещена в разделах
На передний план выходит развитие мотивации к чтению. В большинстве своем существующие источники приводят рекомендации развития мотивации в домашних условиях и для дошкольного возраста. В другом случае педагоги делятся своим опытом развития мотивации к чтению младших школьников, выкладывая программы для внеклассных занятий. Чем должен руководствоваться педагог начальных классов, который поставил перед собой задачу развить мотивацию к чтению у учеников начальных классов непосредственно на уроках? Помимо отсутствия желания читать, ребенок может иметь другие причины, которые мешают ему погрузиться в мир книг. Перечислим возможные причины: школьная незрелость ребёнка, проблемы здоровья, логопедические проблемы.
Проблемы, которые требуют внимания
Школьная незрелость - это несоответствие уровня развития определенных мозговых структур, психических функций требованиям школьного обучения. Она выражается несформированностью зрительно-моторной координации, мелко-моторных движений, логического мышления, недостаточной произвольностью поведения и когнитивных процессов, социальной незрелостью, ориентацией на игровую деятельность. Для «дозревания» школьника создаются специальные условия: занятия со школьным психологом, логопедом, дополнительные занятия с классным руководителем.
Проблемы здоровья. Речь идет о ОВЗ или ограниченных возможностях здоровья. Что по этим подразумевается: физические, психические или сенсорные нарушения, из-за которых ребенок не может следовать обычному образу жизни. Проблемы могут иметь как временный, так и постоянный характер. В последнем случае ОВЗ сопровождаются неуверенностью, низкой самооценкой, тревожностью. Работа с детьми зависит от характера нарушений:
нарушения психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) требуют коррекционной программы обучения, которая будет отличаться темпом от обычной.
проблемы с сенсорикой (зрительных, слуховых) требуют внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий; специальную подготовку преподавательского состава. Слабовидящих и слепых обучают шрифту Брайля. Слабослышащих и глухих – жестовому языку.
нарушения, которые связаны с работой организма (сердца, дыхательной системы, требуют план лечения, который позволяет больному ребенку находиться в обычном классе без угроз для здоровья и небольшую корректировку программы обучения.
нарушения опорно-двигательного аппарата требуют создание комфортной психологической среды и специальных условий для передвижения ребенка в инвалидном кресле.
Логопедические проблемы. Наряду с проблемами с произношением звуков, например, ребенок может шепелявить или картавить, существует возможность, что учитель столкнется с наличием у ученика дисграфии или дислексии. Дисграфия — это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, которые участвующих в реализации и контроле письменной речи. По ошибке дисграфию можно принять за незнание грамматических правил, но это специфическое нарушение письма не связанно с интеллектом. Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций. Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу и сопровождаются плохо развитой устной речью (бедный словарный запас, нарушение грамматического строя, несформированность логико-грамматических отношений). Ученик не в состоянии дать развернутый грамотный устный ответ, имеет плохую технику чтения, не вникает в смысл, что ведет к неуспеваемости по устным предметам и неправильное решение математических задач. Эти проблемы не проходят сами и препятствуют дальнейшему обучению. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи. В случае с дисграфией - логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность. При обнаружении с дислексии, если ребенок физиологически и психически здоров - занятия со школьным логопедом; если недуг связан с проблемами физического и психического здоровья ребенка –детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста. Задача педагога «увидеть» проблему и обратиться за уточнением диагноза к специалистам.
Определение мотивов учения
Ключ к мотивации – индивидуальный подход, при котором учитываются интересы и потребности каждого ученика. Для педагога не будет лишним определить наиболее характерные мотивы обучения младших школьников. В этом поможет методика «Определение мотивов обучения» (разработка Н. Г. Гинзбурга). В методике представлены следующие мотивы: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный, направленность на оценку. Данная информация поможет педагогу в организационных моментах, в разработке плана занятий или составлении заданий. Определить соотношения социальных и познавательных мотивов учения школьника поможет методика А. И. Божович, И. К. Маркова «Лесенка побуждений». Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой поможет в выявлении предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного отношения к ним и причин отрицательного отношения к оставшимся, мотивов учения. Среди методик исследования мотивационной сферы, которые может использовать педагог начальных классов, можно выделить: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, «Диагностика групповой мотивации» И. Д. Ладанов для оценки факторов формирования общегрупповой мотивации. Каждый учитель решает сам, какая из методик больше подходит для проведения в его классе.
Составление портрета юного читателя
После определения мотивов учения следующим этапом идет исследование читательских пристрастий для выработки стратегии по повышению эффективности работы по развитию мотивации к чтению. Для проведения исследования разрабатывается анкета, содержащая вопросы не только о читательских интересах, но и увлечениях, хобби, мечтах. Примерный перечень вопросов приводится ниже. Для удобства и экономии времени вопросы заменены на утверждения. Текст читает учитель.
Анкета «Портрет читателя»
1 Я записан в городской библиотеке
2 Я записан в школьной библиотеке
3 Я люблю читать
4 Я посещаю библиотеку (нужное подчеркнуть)
несколько раз в неделю,
раз в неделю,
несколько раз в месяц,
раз в месяц
5 Предпочитаю ходить (нужное подчеркнуть) в библиотеку
школьную городскую
6 Свое свободное время я провожу чаще всего
За игрой в компьютер или телефон
Смотрю мультфильмы или телепередачи
Читаю книги
Занимаюсь спортом
Гуляю с друзьями на улице
Другое…
7 Я лучше прочитаю книгу, чем прослушаю ее
8 Мой любимый жанр:
9 Мы выписываем детские журналы
10 Моя любимая книга:
11 Я люблю решать головоломки
12 Я люблю рисовать
13 Люблю делать что-то своими руками
14 Я люблю животных и с удовольствие узнаю новое о них
15 Я хотел бы узнать немного больше о
16 Мой любимый литературный герой
17 Мое хобби
18 Я хотел бы стать
19 Я посещаю дополнительные занятия
Эта анкета даст дополнительную информацию об увлечениях и интересах детей, а так же их предпочтениях в литературе.
Формирование навыков вдумчивого и осмысленного чтения.
Необходимо помнить, что развитие навыка чтения и воспитание любви к книгам крепко связаны между собой. Так не стоит ждать заинтересованности в чтении от ребенка, который с трудом читает и не понимает смысл прочитанного. Но без мотивации, без заданий побуждающих взять в руки книгу, найти решение, вчитаться – трудно ожидать от него успехов в развитии навыка чтения, особенно, осмысленного чтения. Для формирования навыков вдумчивого и осмысленного чтения в учебной деятельности при работе с текстом используется конспектирование, тренировочные упражнения по отработке техники чтения, заучивание наизусть стихов, работа со скороговорками, беседа по прочитанному. Для формирования навыков вдумчивого и осмысленного чтения хорошо подходит технология развития критического мышления через чтения и письмо. Данная технология содержит большое количество приемов, которые учат детей не только слушать, но слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес и побуждают детей к действию.
В современном мире появилось много возможностей получить информацию, минуя работу с текстом. Все что нас интересует, мы можем увидеть, услышать или прочитать в кратком изложении. И эти возможности постепенно вытесняют пусть не саму книгу, но чтение из жизни человека. В наших силах помочь детям увидеть в чтении книг не потерю времени, а путь к к познанию себя, окружающего мира, к саморазвитию и новым открытиям.