Татьяна Беляева
Развитие монологической речи в процессе описания игрушек, предметов, картин
▼ Скачать + Заказать документы
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.
Показ обьекта должен сопровождаться точной и эмоционально-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.
Публикация «Развитие монологической речи в процессе описания игрушек, предметов, картин» размещена в разделах
- Игрушки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В процессе обучения младших дошкольников обьект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.
В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике.
После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.
Прежде всего, описание – это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Оно предполагает собой «фотографию» предмета, явления в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов-описаний.
Чаще всего описание начинается с названия объекта: «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветке сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф – самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует, чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства.
Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева – направо, снизу – вверх, вблизи – вдали и т. п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.
Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение.
Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки.
При описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду, дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).
При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?». Например, при описании леса : «. Елочка похожа … а дуб словно … Кустики спрятались … Снег на ветках). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами … cлева от … а чуть поодаль»). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.
После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.
Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.