Получи документы

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития

Светлана Шишкина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

• Проблемы в письме.

• Проблемы в устной речи.

• Трудности в запоминании информации.

• Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

• Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :

• Зеркальное написание букв и цифр.

• Псевдолеворукость.

• Логопедические отклонения.

• Неловкость движений.

• Агрессия.

• Плохая память.

• Отсутствие познавательной мотивации.

• Инфантильность.

Причины

Причин может быть много, вот несколько из них:

- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).

- Родовые травмы.

- Болезни ребёнка в первый год.

- Длительный стресс.

- Общий наркоз.

- Малоподвижный образ жизни.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Упражнения, позволяющие подготовить мозг и всю сенсорную систему для дальнейшего обучения:

* Глазодвигательные;

* Дыхательные;

* Игры на освоение телесного пространства;

* Работа над чувством ритма;

* Работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое;

* Игры на восприятие запахов;

* Игры и упражнения с тактильными карточками;

* Упражнения с флэш-картами;

* Рисование двумя руками, зеркальное рисование

«Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

«Кнопки Мозга»

Данная физкультура поможет положительно настроиться на выполнение определенных действий. Зарядка приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Для выполнения действия нужно одной рукой провести углубления между первым и вторым ребрами. Другую руку следует поднести на зону пупка. Подобное упражнение оптимизирует деятельность мозга.

«Крюки Деннисона»

1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

«Массаж лба, ушных раковин»

Берем себя за уши. Большой палец сзади, а указательный впереди. Массируем себя как бы слегка растягивая уши и выворачивая их назад, каждую точку на кромке ушной раковины. Затем поворачиваем голову максимально вправо, снова берем себя за уши и продолжаем массировать, позволяя своей голове поворачиваться все дальше и дальше вправо. Как только голова остановиться, поворачиваем ее до упора влево и снова массируем уши позволяя голове поворачиваться, но на этот раз уже влево.

«Зрительная гимнастика»

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема.

Упражнения на координацию движений и их переключаемость:

* хлопаем в ладоши –топаем правой ногой – хлопаем в ладоши – топаем левой ногой;

* хлопаем и топаем справа – хлопаем и топаем слева;

* хлопаем справа – топаем слева;

* руки поочередно ставим на пояс, на плечи, поднимаем вверх и вниз;

Задания на развитие чувство ритма

* звеним в медленном темпе, затем в быстром темпе;

* правая рука звенит в медленном темпе, а левая рука в быстром темпе;

* отхлопываем ритмы;

* хлопаем в ладоши и читаем стихотворение

Игры на восприятие запахов являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы.

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к запахам. Эта обонятельная способность развивается, когда ребенок воспринимает и знакомится с запахами, которые нас окружают. Лото запахов тренирует память и открывает широкие возможности для обучения ребенка.

Для первого знакомства с запахами достаточно трех хорошо различимых ароматов (как по запаху, так и по цветовой подсказке на дне баночки). Выложите их на поднос и познакомьте с ними ребенка: понюхайте вместе, назовите аромат, попробуйте вместе описать этот запах (резкий, мягкий, свежий, сладкий, приятный, неприятный).

Не рекомендуется за один раз нюхать больше четырех ароматов, так как обоняние ослабевает, и угадать становится сложнее.

Предложите ребенку попробовать угадать ароматы с закрытыми глазами, ведь когда мы отключаем один из органов чувств, другие усиливаются.

Игры и упражнения с тактильными карточками

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и на развитие навыков речи у ребенка.

Игры с сенсорной коробкой.

1. Пересыпание

Самое простое занятие. Вам понадобится, контейнер с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.

2. Просеивание

Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.

Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.

3. Сортировка. Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.

4. Поиски клада.

В контейнер насыпается любая крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т. д.). Дети поочередно каждой рукой достают предметы,

Игры и упражнения с тактильными карточками

Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения.

Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам.

Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и на развитие навыков речи у ребенка.

Игры с геометрическими фигурами (с предметами, мячами) на мозжечковую стимуляцию

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

1. Игры с мячами (обычными, прыгунами) и кинезомешочками:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот; ( Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

Как освоить нейрогимнастику с ребёнком от простого к сложному? С чего начать и как в дальнейшем усложнить упражнение, чтобы оно продолжало приносить пользу?

* Первым делом необходимо запомнить с ребёнком само упражнение. Для этого мы показываем ему жесты и ребёнок повторяет их сначала одной рукой, а потом второй.

* После этого мы можем выполнить упражнение одновременно двумя руками, но демонстрировать одинаковые жесты (выполнять движения нейрогимнастики СИНХРОННО двумя руками).

* Далее мы переходим на более сложный уровень и выполняем движения одновременно двумя руками, но показываем разные жесты (то есть движения идут АСИНХРОННО двумя руками одновременно).

* После освоения предыдущего этапа, в момент, когда ребёнок начинает выполнять движения автоматически, быстро и не задумываясь, переходим к усложнению упражнения: -с хлопками;

* - вращение жестов вокруг друг друга;

* -балансирование на одной ноге или на доске;

* - выполнение движения с закрытыми глазами;

* -проговаривание скороговорки или стихотворения.

Упражнения нейрогимнастики кроме положительного влияния на активизацию познавательных способностей детей, являются отличной эмоциональной разгрузкой и способствуют снятию напряжения. Упражнение "Уставший водовоз".

Ошибка: выполнять только те упражнения, которые хорошо получаются, не усложнять упражнения.

Если упражнение нейрогимнастики начинает получаться хорошо и автоматически, оно теряет свою максимальную полезность. Новые нейронные связи уже образовались и укрепились. Нам мозг развивается только когда выполнять упражнения нейрогимнастики трудно, мы путаемся и напрягаемся. Тогда и происходит образование новых нейронных связей и активизация всех систем мозга.

Поэтому идем от простого к сложному, постоянно меняем упражнения, либо усложняем их: балансируем на одной ноге, выполняем через хлопок, с закрытыми глазами, со скороговоркой т. д.

5 полезных эффектов рисования двумя руками.

1 Упражнения по рисованию двумя руками отлично развивают межполушарное взаимодействие, включают в работу правое полушарие, которое у большинства правшей слабо задействовано в повседневной деятельности и учёбе.

2 Такие упражнения активно развивают мозг за счёт разнообразия действий. Нейронные связи лучше всего формируются, когда мы делаем что-то непривычное для нас.

3 Новые нейронные связи помогают протекать процессам анализа и синтеза информации быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ребёнок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.

4 Развиваются концентрация внимания, усидчивость и моторика, которая является залогом хорошего почерка.

5 Исследования показали, что рисование двумя руками снимает стресс. Такие упражнения не воспринимаются как учебные, а являются интересным развлечением для ребёнка, поэтому убирают нервное напряжение.

Такие упражнения можно использовать в конце вашего занятия или урока с ребёнком, как технику эмоциональной разгрузки и поощрения за занятие.

Ошибка: рисовать только фломастерами по листу или ламинированным карточкам.

Регулировать сложность упражнения можно не только трудностью самих картинок или узоров, но и выбором инструмента. Очень часто педагоги для экономии используют фломастеры и карточки с ламинацией, которые легко стереть и использовать снова.

Но это очень сильно облегчает данное полезнейшее упражнение и делает его мало результативным.

Важно регулировать уровень сложности:

Самый простой уровень, который подходит и для дошкольника - это обведение узора одновременно двумя руками просто пальчиками или использование различных досок для развития межполушарного взаимодействия.

Второй уровень сложности - это фломастеры и гладкие ламинированные карточки с картинками.

Третий уровень сложности - это карандаши и обычный лист бумаги с напечатанным узором или картинкой.

Регулируем степень сложности в зависимости от возраста ребёнка и уровня его подготовки. У ребёнка упражнение ДОЛЖНО ПОЛУЧАТЬСЯ!

И далее уже усложняем.

Также не забываем вносить разнообразие - обводим контур, штрихуем, раскрашиваем, ребёнок сам рисуем картинку (зеркально или симметрично, рисуем двумя руками ассиметрично, пишем двумя руками одновременно и т. д.

Польза, игр и упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, в следующем:

* стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

* помогает получить энергию, необходимую для обучения;

* снижает утомляемость;

* улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

* благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

* повышает продуктивную работоспособность.

При проведении упражнений обязательное условие – передача положительных эмоций. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым! Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Так же очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии, применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность детей, а также развивает воображение и фантазию.

Таким образом я вам представила лишь некоторые игры по нейрогимнастики, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры.

Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.

Заканчивая мастер-класс хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь» для развития межполушарного взаимодействияДидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь» для развития межполушарного взаимодействия Дидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь»," замок ", " лезгинка". Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического.

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 24 марта 2023 в 07:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД