Агафонова Анна
Развитие межличностных отношений между родителями и подростком. Тренинги
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг 1 «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
Задачи: сброс напряжения, утомления, возможность почувствовать поддержку.
Оборудование: карточки из плотной бумаги, музыкальная колонка, булавки, фломастеры, бумага, краски, кисточки, вода, карандаши цветные и простые, ластик, клубок ниток.
Ход тренинга:
Публикация «Развитие межличностных отношений между родителями и подростком, Тренинги» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они будут посвящены; раскрывает философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребенка и стремление к сотрудничеству.
Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?» и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т. д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: «Давайте знакомиться!»
1. Упражнение «Ирина – интересная»
Всем участникам предлагается назвать свое имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребенку).
Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. Это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.
2. Упражнение «Семейный герб и гимн»
Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребенок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу, и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своем гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своем гербе).
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
После завершения работы идет обсуждение.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
3. Упражнение «Найди свою маму»
Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
4. Упражнение «Любящие родители»
Участникам предложить сначала роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль, а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
(Звучит колыбельная музыка).
«Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево».
По окончании упражнения идет обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
5. Упражнение «Разговор с деревом»
Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев… Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… Представьте себе лес, по которому вы бредете. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идете по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.
Где-то в этом лесу есть одно дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый свое дерево. Подойдите к нему вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течет по кольцам дерева вверх? Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос веселый, как у Микки Мауса, или серьезный, как голос пожилого человека?
Если вы узнали голос дерева, то можете его внимательно выслушать. Вы отлично это делаете! Сосредоточьтесь Шшшш… дерево хочет что-то вам сказать. Не пропустите ни одного слова, которое оно говорит…
Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы что-то сделали для него. Может быть обрадуется, что именно вы навестили его. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете большим и сильным как оно. Может быть, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы… (15 секунд).
Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.
Запомните, что сообщило вам дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом… возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие… возьмите лист бумаги и нарисуйте свое дерево.
После этого все показывают свои рисунки и рассказывают о том, что сообщило им дерево.
6. Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, характеризуют настроение или высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире».
Тренинг 2 «Мир детский и мир взрослый»
Цель: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого.
Задачи: гармонизация эмоциональной сферы детско-родительских отношений.
Оборудование: шарф, ключи, кубик, игрушка мягкая, музыка, клубок ниток.
Ход тренинга:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: «словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом».
2. Упражнение «Слепой и поводырь»
Участвуют «родитель – ребёнок». Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он «слепой». Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.
Как только зазвучит музыка, «поводырь» бережно поведёт «слепого», давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести «слепого» к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.
Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.
3. Коррекционная сказка
КОРЯГА
Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны. Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?» Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула. А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной. Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок. И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.
4. «Упражнение «Ребенок-взрослый-родитель»»
Цель: понимание характерного отличия позиций «ребенка», «взрослого» и «родителя».
Ведущий готовит три стула. Вызывает трех добровольцев. Между ними распределяет роли: один - «ребенок», второй – «взрослый», третий – «родитель». Объясняются правила: оставшиеся участники по очереди вспоминают какое-то событие, которое произошло с ними недавно (значимое или нет – не принципиально) и оглашают это воспоминание.
Ведущий тем временем стоит сзади добровольцев, после каждого воспоминания он кладет руку на плечо одного из троицы «ребенок-взрослый-родитель». Соответственно этот участник должен как-то прореагировать на услышанное воспоминание, но прореагировать согласно своей роли.
«Ребенок» - реагирует бурно, эмоционально, может захныкать или захлопать в ладоши, может вслух высказать свои желания или чувства («я тоже так хочу», «я бы обиделся», «эта история меня совсем расстроила» и т. д.)
«Взрослый» - реагирует холодно, рационально, пытается опираться на факты и совершать логичные выводы («очевидно, тут было задействовано еще какое-то лицо», «история поучительная», «в следующий раз будет поосторожнее» и т. д.)
«Родитель» - реагирует ироничным смехом или осуждающим покачиванием головы, дает поучительные интонации, использует поговорки («не надо быть таким дураком», «семь раз отмерь - один раз отрежь» и др.)
После 7-10 историй происходит смена состава.
Обсуждение: какие еще характерные жесты и слова существуют в конкретной позиции? Есть ли у кого-то примеры из жизни? Замечали ли вы в своем поведении позиции разных персонажей их этой троицы? В каких ситуациях? Всегда ли человек ведет себя в одной позиции? И др.
5. Упражнение на принятие себя «Да-нет»
Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.
Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да — нет», «Нет — да».
После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?
6. Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, характеризуют настроение или высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире».
Тренинг 3 «Все мы чем-то похожи»
Цель: развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
Задачи: тренировка навыков общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.
Оборудование: бумага, карандаши, клубок ниток.
Ход тренинга:
1. Упражнение «Имя»
Цель: развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя — жизнерадостный, Лена — ласковая, Таня — тихая и т. д. После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.
2. Упражнение «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — «путник», другой (ребенок) — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.
Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д. После игры — обсуждение.
3. Упражнение «Как мы похожи!»
Цель: тренировка навыков общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.
Участники делятся на пары. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 1 характеристик, верных для их обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, место жительства и т. д. После этого партнеры меняются в парах и повторяют тоже самое.
Обсуждение: легко или сложно было выполнить упражнение? Легко ли было искать общее с другими участниками? Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком? И т. д.
4. «Коррекционная сказка»
БАБОЧКА
Жила-была Бабочка, яркая и легкая. Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты Бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому. Однажды опустившись на травинку, Бабочка услышала:
— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает, что порхать!
А трудиться — кто будет?
Бабочка оглянулась и увидела Жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.
— Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась бабочка.
— Вам, — буркнул Жук.
— Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно. И он недовольно зашевелил своими усами.
— Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка.
— А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?
— Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук.
— Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные
— любой прутик перекусить могу. И точильщик активно задвигал челюстями.
— А зачем перекусывать прутики? — поинтересовалась Бабочка.
— Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук.
— Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.
— А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и помогаю нашей поляне цвести.
— Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.
— А давайте полетим вместе, — предложила Бабочка.
— В полете и поговорим. И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и полетел вслед за ней.
Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.
— Как красиво! — с восхищением воскликнул точильщик.
Покружившись над поляной, Бабочка подлетела к яркой розе и изящно расположилась в самом центре цветка. Жук с восторгом опустился рядом, но роза неожиданно наклонилась, и точильщик с шумом упал на землю.
— Не тот вес, сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил:
— Извини, порхающее создание.
Я понял — ты создана для своей жизни так же, как я — для своей. Спасибо.
Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры. Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал сильный и большой Жук?
5. Упражнение «Игра без правил»
Важно, чтобы в игре родитель и ребенок с помощью выражения «Я думаю, что ты не любишь.» открылись друг другу «как есть» — теми своеобразными чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда — вот так я чувствую, вот так я вижу.
6. Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, характеризуют настроение или высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире».
Тренинг 4 «Почувствуй себя любимым»
Цели и задачи: укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
Оборудование: бумага, карандаши, клубок ниток
Ход тренинга:
1. Упражнение «Имя»
Цель: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
2. Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Цели: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.
3. Игра «Паровозик»
Цель: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек — «паровозик», все остальные — «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
— Какая роль понравилась больше и почему?
— Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?
4. Упражнение «Мы тебя любим»
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т. д.).
5. Упражнение «Мы тебя любим»
Цели: возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.
Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу, закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется.
В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).
7. Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, характеризуют настроение или высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире».
Тренинг 5 «Путь доверия»
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Задачи: формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
Оборудование: шарф, клубок ниток.
Ход тренинга:
1. Упражнение «Передай сигнал»
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.
2. Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди, познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
После прохождения маршрута участники меняются ролями.
Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.
3. Игра «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.
Из группы выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика».
Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.
4. Игра «Кошки-мышки»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.
Выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные образуют круг, взявшись за руки, — это «домик мышки». Задача «кошки» — поймать «мышку». Стоящие в кругу защищают, прячут «мышку» от «кошки».
5. Упражнение «Ежик»
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго — развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.
— Как вы себя чувствуете?
— Какая роль понравилась больше и почему?
— Где можно использовать такие прикосновения?
6. Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, характеризуют настроение или высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире».