Прокудина Валентина
Развитие мелкой моторки у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а филосов И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека», «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Публикация «Развитие мелкой моторки у детей раннего возраста» размещена в разделах
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр,
соответствующих определенной теме или сезону.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на
развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов
или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Главное,
соблюдайте правила: в игру должны быть вовлечены все пальчики и
движения должны чередоваться (сжатие, растяжение, расслабление).
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо
предлагать:
- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими
орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,
деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными
палочками.
- Организуйте игры с пластилином, тестом.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль
или песок для эффекта массажа.
- Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки
различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
- Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки,
шишки, скорлупки, початки и т. д.).
- Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, учите расстегивать и
застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Запускайте пальцами мелкие волчки.
- Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
- Режьте ножницами.
И это только маленькая толика того, как и чем можно увлечь малыша.
Использование пальчиковых игр на занятиях
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:
— систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
— последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
— все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
— если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Главной задачей воспитателя будет являться создание такой атмосферы, которая будет нравиться ребенку, и он будет испытывать удовольствие от занятий. Малышу должно нравиться выполнять задания самому снова и снова. Я считаю, что взрослые должны совершенствоваться и придумывать постоянно разные игры и упражнения, сопровождать их веселыми стишками и потешками.
Не маловажное значение имеет уделение времени ребенку дома, в семье. Конечно, это должно начинаться с самого рождения элементарные массажные движения в области пальчиков, а затем подключать пальчиковые игры и т. д. Ведь они настолько просты и много кому известны, их рассказывали еще наши мамы и бабушки.