Людмила Проскурякова
Развитие мелкой моторики важный аспект в коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Первое произнесённое ребёнком слово – всегда волнующее событие для родителей, озаряющее их надежды относительно его нормального развития. Но первое слово – это всего лишь первая ступень в развитии речи, и её усложнение может затормо-зиться на любом этапе. И как часто приходится видеть в глазах матери отчаяние и боль, когда сын подруги, ровесник, чётко произносит слова стихотворения на утреннике в детском саду, а её ребёнок говорит что-то на «своём» языке, понятном только ему. Работая много лет с детьми, наблюдая за ними в повседневной жизни, в различных видах деятельности, видишь, что у детей с нарушением речи движения пальцев рук нескоординированные, хаотичные. Порой леворукий ребёнок справляется на занятии с заданием быстрее и качественнее, координация тонких движений кисти и пальцев рук у него точные и гармоничные, нежели у ребёнка с речевым нарушениями, где общая ручная умелость также страдает, как и речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики важный аспект в коррекции речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Приходишь к самостоятельному выводу, что развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста, в том числе и речь, зависит от состояния мелкой моторики. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Чтобы научить ребёнка говорить, необходима не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, т. е. мелкую моторику, его ручную умелость. Исследователь детской речи М. М. Кольцова подчёркивает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Следовательно, проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими психическими процессами, как внимание, мышление, воображение, речь. Исследователи Л. С Выготский, Н. М. Аксарина доказали, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Речевое развитие расширяется по мере его деятельности – двигательной и речевой. Фантастическая работа по освоению речи проходит в великом таинстве от нас, в лабораториях мозга. Но мы можем способствовать ей развивая мелкую моторику рук ребёнка. В этой связи коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направленно на преодоление, предупреждение нарушений развития, на организацию профилактической коррекционно-развивающей работы.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук?
Важная составляющая воспитательно-образовательной работы в детском саду – создание предметно-развивающей речевой среды. В основу при разработке игр, пособий, занятий легли труды таких авторов, как Аксарина Н. М. «Воспитание детей раннего возраста», Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка».
Поскольку на формирование речи ребёнка существенное влияние оказывает кинестетический импульс, идущий от пальцев рук, для работы по развитию мелкой моторики в группе оформлена сенсорно-моторная зона, куда входит и уголок творчества. Детям предлагаются различные игровые задания: «Волшебная полянка», где съёмный материал крепится на пуговицах различного размера, «Ботинки трёх медведей», где ребёнок переплетает и завязывает шнурки, «Бусы для мамы», «Вложи нитку в иголку и пришей пуговицу», «Дырочки в сыре», «Собери целое», «Цветные палочки». Занятия различными видами продуктивной «рукотворной» деятельности в уголке творчества формирует общую умелость руки – важный показатель развития мелкой моторики и речи, где решается и мыслительная задача, когда рука действует, а мозг фиксирует: «Гремящие коробочки», «Волшебные семена», «Искусственный лёд», графические изображения, где развивается творческое воображение, исчезает мышечная слабость рук, стимулируется мелкая моторика. Для успешного эмоционально-сенсорного развития используются тренажеры, сделанные из пуговиц. Дети любят играть с такими пособиями: подобрать пуговицы по размеру и цвету, выложить из них дорожку, «прошагать пальцами по это дорожке». Как одну из форм обучающего воздействия на ребёнка используется дидактическая игра, которая позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительно-го отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.
Собранная картотека пальчиковых игр «Девочки и мальчики развиваем пальчики» – пособие не только для воспитателей, но и родителей. Предложенные упражнения на развитие мелкой моторики могут научить ребёнка выслушивать и запоминать. Сначала рекомендуется прочитать стихи в предложенной памятке и рассмотреть жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом прочитайте памятку вместе с ребёнком, покажите ему, как «рассказывать» стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если малыш попробует придумать новые игры, образы и движения. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Указания должны быть спокойными, доброжелательными. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту. С одной стороны – двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Когда ребёнок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Каким же требованиям должны отвечать игры по развитию мелкой моторики :
• игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• структура игры должна постепенно усложняться;
• в игре должны быть задействовано как можно больше анализаторов: тактиль-
ный, зрительный, двигательный;
• игра должна приносить детям только положительные эмоции.
Игры, удачно подобранные, имеют высокую результативность, вызывают стойкий интерес, запоминаются надолго. Следует учесть при выполнении игровых действий и различных упражнений для развития мелкой моторики следующие принципы :
• принцип наглядного показа. Следует неоднократно показывать ребёнку, как
выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем
лучше ребёнок этого научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять постав-ленные перед ним задачи;
• принцип дробления. Внимание детей ограничено. Поэтому ставить перед ребенком нужно только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься;
• принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении;
• максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного
уровня развития ребёнка нагрузки;
• принцип деятельности. Это принцип обратный принципу дробления.
Сочетание текста и выполнение разных игровых упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Необходимо особо отметить, что эпизодическая, стихийная работа по развитию мелкой моторики у детей не даст ожидаемого результата. Эту работу надо проводить комплексно, целенаправленно, в различных видах деятельности – занятия, игровая деятельность детей, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, где будет решаться сразу несколько задач:
• развитие мелкой моторики;
• автоматизация звуков в интересной, непринуждённой форме;
• координация речи и движения.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся наша жизнь требует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать, других разнообразных действий. И как ошибаются многие родители, когда считают, что подготовка детей к школе ограничивается в основном чтением и счётом. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы бучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Ребёнок-дошкольник познает мир «руками». Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В условиях пребывания в детском саду педагог старается не упустить ценное время для развития кисти пальцев детской руки. Хочется искренне надеяться, что работа в данной направлении станет одним из важных аспектов в коррекции речи детей.