Ольга Петрова
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыт работы: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр»
Цель: повышение профессионального мастерства через дидактические игры используемые для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Начать свое выступление хочу словами Сухомлинского:
Публикация «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Слайд 1 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».
Учеными отмечено, что взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, играет большую роль в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. Кольцова М. М. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию, И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения.
Начало развитию мышления дает рука. Если ребенок трогает (постукивает, надавливает, обхватывает, поглаживает) какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза видят, а мозг способен различать, запоминать. Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
В ходе своей работы отметила, что у детей младшего дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика рук, современные дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно работать с мелкой мозаикой или собрать мелкие рассыпавшие детали.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Где - игра рассматривается как деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук через дидактические игры должна стать важной частью развития детей. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связанной речи. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. А. С. Макаренко писал «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
Сегодня развитие мелкой моторики предполагает выполнение специальных упражнений с малышом. Для решения этой проблемы мной была создана картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики с детьми младшего возраста. Свои занятия с детьми я организовываю в виде полезных и увлекательных игр, которые являются отличным средством, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику.
Слайд 1 Д/и «Веселые прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, умение манипулировать с предметами по образцу, развивать память и мышление
Слайд 2 Д/и. : «Волшебные узоры»
Цель: Учить детей рисовать пальчиком на подносе с манкой или песком
Развивать у детей умение рисовать одним пальцем на подносе с рассыпанной манкой или песком. С помощью такого рисования ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразные и непредсказуемые.
Слайд 3 Д/и. : «Пуговицы»
Цель: формировать умение детей выполнять узор из пуговиц.
Развивать у детей внимательность, умение выкладывать узор по образцу, дополнять узор либо придумать свой узор – развивать воображение
Слайд 4 «Найди пальчик для резиночки»
Цель: Развивает мелкую моторику рук, воображение, наблюдательность, внимание развитие мелкой моторики рук, сенсорики, мышления, творчества.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету-«Цветные дорожки» Затем детям предлагается выложить картинку по образцу. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
Слайд 5 Пальчиковый «Твистер»
Задачи игры Пальчиковый» Твистер» заключаются как в развитие мелкой моторики, так и тренировки выносливости, способствовать растяжке сухожилий, разработка суставов кистей рук
Ход игры: Поле кладут на стол. Одна рука задействована в игре, а вторая бросает сразу два кубика. Любой участник бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он белый на черной руке). Если впала вся белая ладошка, то палец любой по выбору игрока. Каждый игрок, не отрывая остальных уже расставленных на поле пальцев, выполняет задание, занимая нужным пальчиком свободный кружок нужного цвета. Все это делают одновременно. Если игрок не смог, он выбывает. Побеждает тот кто остался (Если нужный палец итак стоит на нужном цвете, то переставлять палец на другой кружок такого цвета или нет, каждый решает сам (В младшем возрасте в этой игре воспитатель оказывает помощь).
Слайд 6 Также использую в своей работе поп-иты, эту игрушку можно использовать многократно, просто разворачивая ее другим боком.
. Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Приспособление абсолютно безопасно для детей, у него нет мелких деталей, пупырку удобно мыть.
Слайд 7 Игра «Две руки»
Детям предлагают двумя руками одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
В процессе игры развиваются межполушарные связи.
.Игра «Ищем клад»
Нужно подложить под Поп Ит маленькие «клады» (шарик, ракушку, камешек). Игроки по очереди нажимают на пупырышки. Кто первым наткнётся на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает
Слайд 8 Так же в своей работе использую игры с прокатыванием мяча по дорожке, где ребенок, перебирая пальчиками прокатывает мяч по извилистой дорожке
Слайд 9 В игре «Найди окошечко», ребенок определяет цвет игрушки сверху и слева, потом соединяет детали согласно цвета и располагает их в нужное окошечко, что развивает у ребенка мелкую моторику, внимание, мышление
Слайд 10 во втором варианте игры «Найди окошечко», согласно образцу ребенок двумя руками раскладывает пуговицы в свои окошечки, эта игра способствует развитию мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости а также развивает оба полушария головного мозга
Слайд 11 В свободное время играем с детьми в игру «В поисках сокровищ», где в большую миску насыпали пуговицы, мозаику, горох, фасоль и малыш, с любопытством погружая руки в миску, на ощупь ищет на «дне» маленькое сокровище игрушку. Такие игры способствуют развитию рецепторов рук, массируют пальцы и ладошки воспитывают внимательность, усидчивость.
Слайд 12 Применяемые мной игры по развитию мелкой моторики позволили достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям.
Я представила вашему вниманию не большую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на снегу и песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Таким образом, развивая мелкую моторику пальцев, рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов:
- улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
- улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
Давайте смело ребё нку задание даже сидя дома на кухне: разобрать по форме макароны, перебрать пшено и гречку. Это увлечет ребёнка и принесет большую пользу.
Спасибо за внимание удачи Вам!