Светлана Инякина
Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но как правильно это делать, и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Многим детям с расстройством аутистического спектра сложна моторная ловкость.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
В последнее десятилетие заметно выросло количество детей с ранним детским аутизмом. С аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и скоординировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Мы также можем порой наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, 2 – 3-х летний ребёнок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребёнок постарше - легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребёнок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что - то по просьбе взрослого. Если мы пытаемся чему-то научить аутичного ребёнка, например, начинаем заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребёнок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и т. п.
Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.
Иногда в процессе отработки графических навыков ребенку уже не нужна физическая поддержка, но он требует, чтобы его локоть держали или просто дотронулись до него для того, чтобы он мог «включиться» и начать выполнять задание.
Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики : гимнастику и специальные игры для пальчиков; лепку, рисование, вырезание из бумаги и аппликацию; нанизывание бусинок, конструирование и др. Естественно, что при этом мы учитываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот.
Мы должны помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:
- всегда сначала следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;
- по возможности надо использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании;
- обязательно нужно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме.
Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики „от простого к сложному“. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.
Необходимо соблюдать систематичность проведения игр и упражнений.
Руководствоваться в проведении игр и упражнений принципом „от простого к сложному“.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
Можно смешать в одной миске разную крупу (горох, макароны, фасоль, перловку) и показать на примере как разложить ее, отсортировать по стаканчикам, попросив ребенка «сделать как я».
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента, раскатывание и вытягивание пластилина.
14. Работа с карандашом. Раскрашивание картины, обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий.
15. Выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал, затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета.