Ирина Герман
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами игровой технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, средствами игровой технологии В. В. Воскобовича.
Развивающие игры В. Воскобовича-современная, эффективная, творческая методика, ставшая достаточно популярной игровой методикой в детских садах, развивающих центрах, а также у родителей, занимающихся с детьми.
В нашем детском саду, уже не первой год реализуется игровые технологии В. В. Воскобовича.
Интерес, познание, творчество- основа всех игр данной технологии.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами игровой технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Восковые мелки. Рисование
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приключения, сказочные персонажи, новизна и красочность игр, привлекают малышей, побуждают их к мышлению и творчеству.
Многофункциональность игр- позволяет решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Непроизвольно ребенок осваивает цвета, формы, размер, тренируя координацию, память, развивая мышление, творчество и все это может происходит в одной игре Воскобовича.
Возможность воплощения, задуманного в реальные действия, еще она особенность игр Воскобовича.
Данная технология путь от практики к теории, предназначены для детей раннего возраста, так и для учеников средней школы. Использование игровой технологии, разработанной В. В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, соответствует всем требованиям ФГОС и раскрывает каждую из пяти областей развития ребёнка.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивая мелкую моторику, средствами игровой технологии В. В. Воскобовича, уровень познавательного развития детей раннего возраста значительно повышается.
Что же входит в понятие мелкая моторика?
Мелкая моторика, это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных, мелких, движений кистями и пальцами рук. Значение мелкой моторики велика, она напрямую связана с полноценным развитием речи.
Мелкая моторика, ее формирование, развитие ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы.
В правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они вербализуются, то есть находят словесное выражение.
Происходит этот процесс благодаря мостику, между полушариями.
Чем крепче мостик те быстрее и чаще по нему идут импульсы, от этого мыслительные процесс становятся активнее, внимание точнее, способности выше.
Для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко обучался, не испытывал трудности при выполнении самой тонкой работы, с раннего возраста необходимо развивать ручки малыша, пальцы и кисти.
Для определения уровня развития речи, детские специалисты применяют следующий метод.
Ребенка просят показать: один пальчик, два пальчика, три пальчика.
Если движения напряжены, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе не могут двигаться отдельно, то у такого малыша имеются проблемы в
Что же происходит, когда ребенок занимается играми, развивающими мелкую моторику?
Выполнение упражнений, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и стимулирует развитие речи.
Повышается психическая активность, ребенок учится запоминать определенные положения пальцев, действий, последовательность движений. Что приводит к тренировке памяти.
В результате пальчиковой тренировки, кисти, пальцы рук, приобретают силу и хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладением бытовых навыков, навыков самообслуживания, навыков рисования и письма.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, его познавательные способности, что в дальнейшем благоприятно скажется на развитии ребенка в целом.
Просто выполнять упражнения на тренировку мелкой моторики, ребенку в силу малого возраста будет скучно и не интересно, задача родителей, педагогов, детских специалистов, обратить внимание на интересные, доступные и полезные игры, а это несомненно развивающие игры Воскобовича.
Предлагаем вашему вниманию, игры Воскобовича на развитие мелкой моторики рук, благодаря коим развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, мышление, речь.
Игра «Шнур-затейник Малыш»
Это поле цветной фанеры с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками.
3 цветных шнурка.
Схемы узоров, цифр и слов.
Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова.
Это доступное, увлекательное занятие и эффективное средство развития детей в возрасте 2-3лет, где развиваются не только психические процессы и мелкая моторика, но и умение ориентироваться на плоскости, в пространстве (верхний, средний, нижний ряд).
«Кораблик Плюх-плюх».
Данная развивающая игра представлена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На матче корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.
Данное пособие, как и все другие – многофункциональное. Из цветных флажков можно составлять разные узоры, где развивается не только мелкая моторика, но и сенсорные эталоны, а также фантазия.
Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажки, которые снимаются и одеваются.
На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того чтобы наш кораблик отправился в плавание на нем надо навести порядок, надо наши флажки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и т. д. Как вариант, можно флажки надеть на пальчики и перейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик гирляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурок флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет).
Пример 2. Бусы, с помощью флажков и шнура можно сделать огромное разнообразие бус, причем, флажки можно нанизывать двумя различными способами, что тоже весьма интересно для ребенка.
Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).
«Игровизор» прост в изготовлении и использовании.
Виды выполнения заданий на «Игровизоре» : выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.
Пример 1: выбери и обведи по контуру только прямоугольники (круги, овалы, квадраты, треугольники). Можно усложнить задание такой формулировкой (кстати, это и есть усложнение по различным возрастным группам) :
Пример 2: заштрихуйте фигуры с тремя углами (здесь решаются сразу две задачи – определение формы и работа по формированию мелкой моторики).
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно – в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами
Литература:
1. Чумаченко Е. Ю., Петрова Э. А. Особенности использования развивающих игр В. В. Воскобовича для детей раннего возраста в условиях семейного воспитания // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 88-90. URL : https://apni.ru/article/1063-osobennosti-ispolzovaniya-razvivayushchikh