Анна Новицкая
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. Проблема развития речи дошкольников – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально–волевых процессов.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д.
Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И. П. Павловым и получил свое дальнейшее развитие в исследованиях Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка, напротив, задерживается. (М. М. Кольцова, Л. В. Фомина, В. М. Бехтерев, Намикоси Токудзиро.)
Касаясь функции речи, А. А. Ухтомский указывал, что нормальная речь человека – очень сложный процесс и представляет собой результат работы многих пространственно разграниченных образований мозга. В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы. Одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор (Н. И. Красногорский, И. М. Сеченов и др.) структурные и функциональные особенности которого заключаются в том, что он «имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности» (М. М. Кольцова).
А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.
В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно–мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении дей-ствиями с предметами и орудиями.
Первые три года жизни занимают особое место в развитии личности. Это период огромных достижений в области развития речи и представлений, а также социального, эмоционального и моторного развития ребенка.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важ-нейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Общение ребенка с окружающими взрослыми (и старшими детьми) очень важно – при этом малыш получает материал для подражания. Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой. Что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребенок инстинктивно старается использовать этот фактор – он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими.
Адекватно организованное раннее обучение и воспитание оказывает долгосрочное положительное влияние на последующее продвижение детей, успешность и благополучие жизнедеятельности индивида.
Развитие тонкой моторики в дальнейшем является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Нарушения речи у детей раннего возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.