Елена Кумшаева
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Опыт работы по теме:
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Эстер Селсдон
Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное, но и физическое развитие
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Рисование пластилином для детей — эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности.
Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.
Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.
Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.
Функция руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В настоящее время у многих детей иметься общее моторное отставание, но в большей степени это проявляется у детей которые живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.
Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга у ребенка.
2. Новизна и оригинальность.
Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. Рисование пластилином способствует развитию ребенка, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Интеграция пластилинографии по образовательным областям согласно с ФГОС ДО.
Исходя из этого, были определены основные цели и задачи обучения детей пластилинографии :
Цель: Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи:
• развитие, координации движения рук, глазомера;
• освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание, размазывание);
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
3. Раскрытие путей реализации представленного опыта.
Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые способы обобщения.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из основных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных навыков: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления опыта ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе творческой деятельности происходит реализация впечатлений, знаний состояния детей в изобразительном творчестве.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой деятельности (движения, действия и т. п.)
Основные средства которые используются в образовательной деятельности.
Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к пластилинографии.
Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические эмоции и впечатления.
Существует множество различных приемов рисования пластилином.
• Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.
• Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.
• Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
• Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
• Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.
• Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.
• Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.
Организация взаимодействия с родителями и коллегами.
Для достижения положительных результатов в развитии детей невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. По данным проведенных бесед выяснилось, что у большинства дома нет пластилина для самостоятельного творчества. Родители сами не уделяют внимание лепке и не владеют простейшими навыками работы. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома.
Также родители принимают активное участие в изготовлении совместных поделок. Понимание родителями значимости кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформировать навыки письма.
Проведенная мною работа показала свою результативность. Мною была организована выставка книг и пособий по развитию мелкой моторики рук. Очень заинтересовала воспитателей методика формирования опыта развития моторики младших дошкольников. Для этих целей был проведен мастер – класс «Рисуем картину пластилином», где проследили последовательность работы, этапы. Почти все коллеги изъявили желание позаимствовать разработанную мною систему мероприятий с детьми.
5. Результативность развития воспитанников.
Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:
1. Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.
2. Проявление творчества в декоре
3. Развитие мелкой моторики
4. Проявление аккуратности и трудолюбия
6. Результативность педагогической деятельности.
Оценка имеющего опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями способствовала изменению уровня развития мелкой моторики рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста. Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально –познания окружающего мира и развитию творческого потенциала младших дошкольников.
Но главное значение образовательной работы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у детей развивается ловкость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Литературные источники
1. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
2. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
5. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
7. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М. ; АСТ; СПб: Сова, 2006 г.