Ефимова Марина Валерьевна
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы
Ефимова Марина Валерьевна
ГБДОУ 40
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, Картотека игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Задачи:
-формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.
Картотека игр на развитие мелкой моторики рук :
Игра "Пересыпаем ложкой"
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание, восприятие.
Упражнение «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц.
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
Материал: Шаблон гусеницы, пуговицы разного цвета и размера.
Ход:
Высыпьте в мисочку пуговицы нескольких цветов и положите на стол шаблон гусеницы. Предложите ребенку: «Давай раскрасим нашу гусеницу при помощи пуговиц». Необходимо разъяснить ребенку, что пуговицы следует брать по одной и выкладывать их последовательно по цвету. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен.
Упражнение «Арбуз» - накладывание на шаблон семян от арбуза.
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений.
Материал: Шаблон арбуза, семена арбуза.
Ход: (аналогично предидущему).
Игра "Разложим по порядку"
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Игра "Посыпаем дорожки" Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт».
Игра "Открой и закрой"
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Игра "Волшебное сито"
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
Игра "Найди пару"
Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т. д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары - в один пакет, другой предмет из пары - в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет. Понаблюдайте, сколько времени уходит у него на поиски каждой пары.
Игра "Прищепки в корзинке"
Цель игры: развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего).
Необходимые материалы: корзинка с деревянными бельевыми прищепками, края которой не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигуркой из толстого картона. Ход игры: Ребенок ставит на стол корзинку с прищепками. Ведущий берёт прищепку тремя пальцами, прищепляет её на край корзины и предлагает ребенку повторить. После этого ребенку предлагают все прищепки вокруг корзинки.
Многократное повторение сжимания и разжимания с усилием даёт отличную тренировку кончиками пальцев рук.