Надежда Исупова
Развитие мелкой моторики рук в первой группе раннего возраста. Массаж рук
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психологического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук в первой группе раннего возраста, Массаж рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Поэтому рекомендуется специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
Хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве – направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета – маленькие предметы ребёнок хватает одной рукой или щепотью, большие двумя руками);
Соотносящие действия: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и т. д. ;
Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
Движение кистей и пальцев рук.
Массаж рук
Цель и задачи:
Развитие силы рук.
Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
Материалы:
Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладони можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.
Организация занятий:
- Длительность массажа 5 – 10 минут.
Меры предосторожности:
Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребёнка – массаж должен быть укрепляющим, но в то же время лёгким, не доставляющим неприятных ощущений.
Приёмы массажа :
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорождённому ребёнку. Упражнения можно проводить в следующей последовательности;
1) Массаж пальцев (рис. 1). Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от их кончиков;
2) Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев (рис. 2);
3) Массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте руку ребёнка путём поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребёнка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию малыша.
Так же существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько) :
1. Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка; движения выполняйте по направлению от кисти к локтю (6 – 8 движений на каждой руке).
2. Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца; 2 – 4 раза на каждой руке).
3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа двигайтесь от середины ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2 – 4 раза по каждой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно – ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1 – 2 раза; мы вот так шагаем – топ - топ – топ).
5. Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трё х направлениях: вперёд – назад, вбок – в сторону, по кругу.
6. Ласковое поглаживание каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5 – 6 раз).
Предлагаю упражнения с использованием различных предметов, которые ребёнок может выполнять самостоятельно; они помогут развивать силу рук, чувствительность ладоней.
Игра «Крутись карандаш»
Цели: Сделать массаж ладоней ребёнка.
Материалы: Карандаш с ребристой поверхностью.
Ход игры.
Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперёд – назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперёд – назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».
Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей, потом другой.
Игра «Не боюсь колючек»
Цели: Сделать массаж ладоней ребёнка.
Материал: Бигуди – липучки небольшого диаметра.
Ход игры.
Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие.
Воспитатель: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь повторяйте за мной: Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»
Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прями и напряженными.
Игра «Непослушные шарики»
Цели: Сделать массаж ладоней ребёнка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Материалы: Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.)
Ход игры.
Раздайте малышам шарики и предложите покатать их ладонью по столу (вперёд – назад, в стороны, по кругу). Объясните детям, что во время игры шарики не должны выкатываться из – под ладоней.
Воспитатель: «Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками – покатаем их по столу. Только шарики непослушные – хотят убежать. Не отпускайте их!»
Затем попросите малышей покатать шарики между ладонями.
Когда дети научатся катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.