Ирина Вячеславовна Щудрина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук у дошкольников“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Какие упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно, то можно поиграть в игры с рисованием.
Обводить квадратики или кружочки.
Продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка и каждый старается нарисовать позапутаннее).
Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки, штриховка.
«Зеркальное рисование» - рисование на доске, на листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
2. Игры с песком.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки животных.
3. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
4. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации.
5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
В настоящее время приобретает всё большую популярность оригами.
6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а ребёнок может собирать готовую композицию.
7. Игры с предметами домашнего обихода.
Для проведения игр не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Примеры игр для развития мелкой моторики:
Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду).
Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы).
Сортировка мелких предметов.
Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться).
Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки).
Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки).
Упражнения с дыроколом.
Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать).
Бусы (нанизывать на шнурок или леску).
Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль.
Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена).
Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги.
Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка).
Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок).
Наматывание ниток.
Переливание (пересыпание семян) жидкостей.
8. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
9. Пальчиковая гимнастика.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5 – минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый эффект.
Приведенные выше приемы развития мелкой моторики у дошкольников способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, подготовки руки к письму, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.