коржова татьяна
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1
Уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Слайд №2
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд №3
Выдающиеся ученые Л. СВыготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенком распознать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Развитие познавательных интересов у дошкольников, является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Ни для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы (внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - игровой, продуктивной, трудовой, предметной.
Слайд№4
Для развития мелкой моторики рук я применяю традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные:
• Самомассаж кистей и пальцев рук;
• Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
• Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
• Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, рисование мелками;
• Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки, волчок и т. д.
• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
• Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
• Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.
Слайд№5
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры)
Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Смысл пальчиковых игр и гимнастики не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом.
Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т. д. Сейчас мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, вырабатывают у детей формирование адекватной самооценки, повышению самоуверенности, нормализации отношений со сверстниками, а так же способность сосредотачиваться и расслабляться.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Слайд№6
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления. Кроме того, учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Цветные прищепки не только ориентируют ребёнка по цветам, но так же развивают мелкую моторику! С их помощью легко можно обучить ребёнка счёту ( например: на цветах может быть различное количество лепестков, сравнению количества прищепок (больше/меньше). По возможности из каждой игры нужно получать максимум пользы для развития малыша. А чтобы игра не надоедала, дополнять её разными заданиями.
Слайд№7
Упражнения с массажным шариком, мячом, грецкими орехами, карандашами.
Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.
Значение игр с мячом для развития речи.
1. Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.
2. Освобождают от утомительной неподвижности на занятиях.
3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Регулируют силу и точность движений.
5. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
6. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
7. Развивая мышечную силу.
Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых движений.
Рекомендуются следующие игры с мячом:
" Мяч бросай и животных называй", "Кто, как разговаривает", "Кто, где живёт", "Скажи ласково", "Кто, как передвигается", "Скажи наоборот" (слова-антонимы, "Один - много" и т. д.
Собираем коллекцию мячей разного размера и сделанных из разного материала. Катаем мячик, перекладываем, ощупываем, отмечаем, чем они отличаются и играем в различные игры.
Слайд№8
Массаж и самомассаж рук
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс различных упражнений, способствуют нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
В своей логопедической работе использую следующие виды развивающего массажа :
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- массаж ушных раковин;
- массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые я ему показываю.
В своей практике я применяю су-джок массажеры, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно - логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Игры с бигуди:
- использовать как массажёр, катая их между ладошками;
- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;
- из мягких, гнущихся бигуди можно выложить буквы, цифры, фигуры.
Слайд№9
Игры с пуговицами
Игры с пуговицами, бусинами:
- можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы;
- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.
- создаём коллекцию бусинок
- собираем бусы
Пуговичный массаж:
• Заполните просторную коробку пуговицами.
• Опустите руки в коробку;
• Поводите ладонями по поверхности;
• Перетирайте пуговицы между ладонями;
• Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д.
Слайд№10
Игры с сыпучими материалами, сухой бассейн
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Изготовить сухой бассейн можно из крупы, фасоли, гороха, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров и т. д. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Попросите малыша найти в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Почаще предлагайте детям эти занятия!
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительными.
Слайд№11
Игры-шнуровки
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка идеальная игрушка для развития детей в возрасте от 2 до 6 лет. Именно этот возраст является наиболее удачным для природного развития моторики рук. Поэтому с 2-х лет детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Шнурование это совместная игра. Маленькому ребенку еще не понятен сам процесс игры-шнурования. Необходимо, чтобы малыш заинтересовался и научился такому нелегкому процессу, сначала с помощью взрослого, а затем – самостоятельно. У каждого ребенка существует свой темп развития, поэтому нельзя сказать, как и когда он научится этому.
Эти игрушки выдаются только на момент занятий с ними, в остальное время их желательно прятать.
Когда ребенок будет протаскивать шнурок в дырки, обратите внимание на расположение шнурочка на игрушке сверху или снизу, справа или слева, по центру. А вот когда малыш хорошо научится шнуровать отверстия, вы можете показать ему, как рисовать на игрушке узоры шнурком. Для начала можно нарисовать простые линии, крестики и простые фигуры.
Следующим этапом будут задания на повторение рисунка. Покажите ребенку, что ему нужно изобразить шнурочком, и пусть он повторит это на игрушке. А может быть он уже сам сможет украсить узором свой куклу или зверушку?
Для детей постарше, уже можно усложнить варианты игр и предложить узоры из разноцветных шнурков. Это могут быть просто узоры или сюжетные картинки.
Такие игры хорошо подготовят вашего кроху к школе!
Слайд№12
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
Помните, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. И не забывайте всегда хвалить своего ребенка.