Любовь
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
Описан опыт и конкретные приемы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в начальных классах. Также можно и применить и для дошкольных организаций.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, нарушения моторики пальцев рук, шнуровка, застегивание пуговиц, использование бельевых прищепок, буквы из пластилина, тесто, изготовление бус, закручивание гаек, забивание гвоздей.
Работая в школе с детьми с ОВЗ, я убедилась, что у таких ребят трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы развитие зрительного, тактильного, дви-гательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически
проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений
глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности
детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение тем-
па выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нару-
шения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое дело до конца. Наблюдения за детьми указывают на значитель-
ные нарушения моторики пальцев рук. Часто у учащихся с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. В коррекционной работе с такими детьми я использую различные приемы для развития мелкой моторики рук. При этом опираюсь на разработки современных исследователей по развитию
мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. Особенное внимание уделяю развитию мелкой моторики у учащихся начальных классов. Это прослеживается в моем опыте на всех уро-
ках, коррекционных занятиях и во внеурочное время. Приведу примеры из опыта. Первый вид действий, которые способствуют развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с
обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать,
отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать
ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать бо-тинки. А уже тем более делать это за него.
Следующее действие, которое можно реализовать с помощью простого приспособления – бельевых прищепок. С их помощью можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть ушки у зайчика, хвост у лисы, щупальца у осьминога, листочки у дерева, лепестки цветика-семицветика. Прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпоритмическую сторону речи. Можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки также хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога. Это могут быть косички, буквы, цифры, цветочки. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
В заключение отметим, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них
двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих
проблем в обучении, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Всегда следует
помнить замечательную мысль И. Канта о том, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.