Ольга Мурафа
Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Так что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, мышлением и восприятием ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики также тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто: в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Итак, мы с вами убедились в том, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но тем не менее далеко не все родители знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Давайте познакомимся с некоторыми играми, упражнениями и занятиями, которые будут способствовать активному развитию мелкой моторики рук ребёнка.
Игры, упражнения и занятия для развития мелкой моторики рук ребёнка :
1. Массаж ладошек и пальчиков рук. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Он подходит даже для самых маленьких детей от 6-7 месяцев. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои движения можно сопровождать подходящими присказками-потешками. Для детей постарше – от 1,5 – 2 лет можно во время массажа использовать массажные мячики и су-джок.
2. Ладушки. Всем знакомая с детства игра-потешка «Ладушки-ладушки» является отличной нейротренеровкой. Эта игра научит самых маленьких детей распрямлять пальчики, хлопать в ладоши, чередовать и согласовывать движения рук в нужной последовательности.
3. Пальчиковая гимнастика. Подходит для детей от 2-х лет и позволяет в игровой форме развивать тонкие и точные движения пальцев рук, а также кистей.
4. Игры с застёжками. (Молнии, крючки, пуговицы, липучки, кнопки). Актуальны как специальные тренажеры, так и предметы, используемые в быту (одежда с молнией и пуговицами, обувь на липучках и т. п.)
5. Игры с бутылочками и баночками. (Откручивание и закручивание крышек). Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка – подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры – развитие мышечной силы ведущей руки.
6. Нанизывание предметов на стержень. Можно собирать пирамидку, нанизывать полые макароны на палочки от роллов или коктейльные трубочки и т. п.
7. Бусы и шнуровки. Нанизывание бусин на шнурок и продевание шнурка в мелкие отверстия. Предпочтительно использовать бусины мелкого размера.
8. Сортировка круп. Удобнее, если крупы будут разные по размеру: гречка и горох, рис и фасоль и т. д. В качестве цели у вас могут быть: накормить разной крупой разных животных; рассортировать крупы перед выполнением аппликаций и т. п.
9. Игры с прищепками. Разноцветные прищепки для белья – отличная игрушка для малышей. Для начала научите малыша раскрывать прищепки большим и указательным пальцем. Чтобы малышу было интересно, используйте следующие игры: сделайте бусы из прищепок; развесьте кукольную одежду на веревку; используйте различные трафареты, в которых с помощью прищепок необходимо прикрепить недостающие элементы.
10. Классическая мозаика. Чтобы развивать мелкую моторику, мозаика должна быть классической, шестигранной, небольшого размера. Играть в мозаику ребёнок должен строго под присмотром взрослого, чтобы избежать риска проглатывания мелких деталей.
11. Лего классик. (мелкого размера). Сначала учим детей прикреплять детали квадратной формы на основу для конструктора. Играть ребёнок должен строго под присмотром взрослого, чтобы избежать риска проглатывания мелких деталей.
12. Игры с бумагой и фольгой. Заверните в лист бумаги или фольги небольшой шарик или игрушку, заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая сюрприз, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.
13. Сенсорные коробочки. Насыпьте в баночки или коробочки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
14. Игры с водой. Бросьте в воду пластиковые фишки от мозаики, дайте ребёнку ситечко и попросите его «порыбачить».
15. Игры с пуговицами, ватными палочками и т. п. Возьмите коробочку и сделайте в ней прорезь под пуговицу, попросите ребенка просунуть пуговицу в отверстие. Чтобы заинтересовать ребенка можно нарисовать на коробочке малыше и попросить покормить его «оладушками».
16. Рисование. Различные виды рисования прекрасно развивают мелкую моторику : пальчиковое рисование красками, рисование мелками, рисование кистью, рисование пальчиком на манке или песке и т. п.
17. Лепка. Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание, раскатывание, отщипывание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Хорошо подходит для этого тесто, глина, восковый и обычный пластилин. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых. Самым маленьким можно предложить делать пластилиновые заплатки, вдавливание круп в пластилин, детей постарше учить отщипывать пластилин, скатывать колбаски и шарики.
18. Аппликация. Обрывная аппликация. Нарежьте бумагу длинными полосами, а ребенка попросите порвать их на одинаковые кусочки. Потом вместе приклейте, создав свой неповторимый образ; Насыпные аппликации: из круп, мелко порезанной ткани, бумаги, пенопласта, травы. Суть заключается в том, что ребенок должен точно в пределах контура намазать клей ПВА, а потом посыпать сверху выбранным материалом для аппликации.
19. Вырезание. Купите ребенку безопасные детские ножницы и учите его резать бумагу уже с 2-х лет!
20. Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи и действия из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне, попросите ребенка взбить яйца венчиком, очистить вареные яйца, картошку или фрукты (мандарины)от кожуры, посолить салат, вытереть со стола, повесить бельё на сушилку и т. п. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.