Наталья Владимировна Быкова
Развитие мелкой моторики рук посредством техники нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В период с момента рождения и до трёх лет наиболее важными этапами развития являются развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Они тесно взаимосвязаны: речь не будет активно развиваться если не развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством техники нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Как писал И. Н. Сеченов, движение руки человека наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, выполнять множество бытовых, учебных и трудовых действий, а так же рисование, лепка и письмо.
Для развития мелкой моторики разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Так же педагогами используются: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и мозайками и т. п.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, т. к. именно она способствует развитию сенсомоторики.
По мнению И. М. Соловьёва, одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно - развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребёнок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.
Дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность является одним из способов познания мира и развития эстетического восприятия. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребёнка, его креативность, что способствует общему и личностному развитию.
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности ребёнка;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита и цветовосприятия;
- Вызывает целый букет эмоций;
- Успокаивает тревожность ребёнка;
- Способствует снятию детских страхов;
- Проявляет индивидуальность ребёнка;
-
Прививает любовь к изобразительной деятельности.
Я работаю с детьми ясельного возраста. В период адаптации детки тревожатся, скучают по маме и папе, плачут. Чтобы адаптация проходила легко, моя задача как педагога, облегчить адаптацию ребёнку, создать для него психологически комфортную обстановку. В этом мне и помогают нетрадиционные техники рисования. Ребёнок отвлекается от негативных эмоций, успокаивается, заинтересовывается процессом рисования. Рисование несёт в себе элементы психотерапии.
Рисуя пальчиком или ладошкой, раздувая краску трубочкой или оставляя отпечаток крышечкой или мятой бумагой, ребёнок погружается в «волшебство» и наслаждается процессом. Его психологическое состояние становится устойчивым, спокойным, потому что нет слова «нельзя». В этот момент зарождается тонкая связь между педагогом и ребёнком, в этот момент проявляется доверие малыша к взрослому.
Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию навыков держать предмет, перекладывать его из руки в руку, погружать пальчики или ладошку в краску, выбирать понравившийся цвет краски, обмакивать предмет в краску и наносить рисунок на бумагу. В стабильной работе, по развитию мелкой моторики рук, ребёнок начинает уверенней держать ложку и кружку в руках, мыть руки с мылом, вытирать ручки полотенцем, уверенно держать и перемещать предметы, нанизывать диски в пирамидку, складывать кубики друг на друга, складывать крупные детали мозаики, перелистывать страницы книг и многое другое, что помогает ребёнку в продуктивной деятельности.
Таким образом, актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творческих способностей заключён в изобразительной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью с использованием техник нетрадиционного рисования, развитие мелкой моторики, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественным материалом и подручными средствами, смогут дать те необходимые знания и умения, навыки, которые нужны для полноценног8о развития ребёнка. Для того, чтобы ребёнок почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы смело выражал свои мысли, эмоции и идеи, умел фантазировать для создания образа или изображения. Так как традиционная изобразительная деятельность не всегда возможна, в силу возраста ребёнка (не может держать кисть и обмакивать её в краску) или не приносит детям нужный результат в силу несформированности графических навыков у детей. Поэтому, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования и развитию мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных техник рисования.