Ирина Павлова
Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.
Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться сразу после рождения ребенка и прогрессируют по мере его роста, особенно быстро в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.
Публикация «Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития : чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние, сидение, бег, прыжки, езда на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и т. п.
Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года. Отставание на один-два эпикризных срока, то есть на один-два месяца в моторном и психическом развитии говорит о проблемах в нервной системе младенца, которые сами собой не рассосутся, и ребенок их не перерастет, они просто примут другие формы, если не будет проведено лечение.
В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной.
Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии, на развитии крупной и мелкой моторики, а, следовательно, на его психическом развитии, и выражается в задержках речевого и психического развития.
Что такое мелкая моторика.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Понятие «мелкая моторика рук» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата предмета до различных / манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т. п.
В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речи.
Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается из года в год. И как мы может утверждать, наряду с расстройствами двигательной сферы эти дети часто имеют и речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Как происходит развитие мелкой моторики?
Развитие мелкой моторики происходит одновременно с развитием общей моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев, мы держим в руках столовые приборы, чистим зубы, пишем, рисуем, набираем текст на клавиатуре компьютера, режем ножницами, заплетаем косы, шьем, вышиваем и совершаем еще огромное множество действий. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе развития, день за днем.
Этапы развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:
• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.
• 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т. е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.
• 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.
• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т. д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т. д.
• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т. е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т. д.
• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).
В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.
Нарушение мелкой моторики у детей
В последнее время резко увеличилось количество детей с нарушениями моторного развития, и в частности, с нарушениями мелкой моторики рук.
Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.
У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:
• перинатальной патологией;
(гипоксически-ишемические повреждения ЦНС, родовые травмы головы и ШОП);
• недоношенностью;
(отклонения в неврологическом статусе, дефекты зрения, двигательные нарушениями);
• нейроинфекциями;
(энцефалиты, менингиты);
• поражениями мозжечка;
• травмами головы;
• травмами и патологиями верхних конечностей;
• наследственными заболеваниями;
(синдромы Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.);
• нарушениями зрения;
(снижение функции зрительного анализатора, амблиопия).
• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.
Коррекция нарушений мелкой моторики у детей
Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, показана всем детям и особенно детям с нарушениями развития.
Шнуровки, сенсорные мешочки и сенсорные бассейны, пальчиковые краски, бизиборды, игрушки-вкладыши, конструкторы, мозаика должны широко использоваться и педагогами, и родителями.
С первых недель жизни ребенка полезно использование детских потешек, пестушек, сочетающихся с движениями рук. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепкой из пластилина, глины, соленого теста, аппликацией, оригами, макраме, конструированием поделок из природного материала, бисероплетением, квиллингом и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами.
На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия, криотерапия. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.
Могут быть показаны занятия ЛФК, массаж рук. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.