Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда

Ирина Павлова
Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.

Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться сразу после рождения ребенка и прогрессируют по мере его роста, особенно быстро в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.

Публикация «Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда» размещена в разделах

Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития : чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние, сидение, бег, прыжки, езда на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и т. п.

Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года. Отставание на один-два эпикризных срока, то есть на один-два месяца в моторном и психическом развитии говорит о проблемах в нервной системе младенца, которые сами собой не рассосутся, и ребенок их не перерастет, они просто примут другие формы, если не будет проведено лечение.

В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной.

Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии, на развитии крупной и мелкой моторики, а, следовательно, на его психическом развитии, и выражается в задержках речевого и психического развития.

Что такое мелкая моторика.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Понятие «мелкая моторика рук» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата предмета до различных / манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т. п.

В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речи.

Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается из года в год. И как мы может утверждать, наряду с расстройствами двигательной сферы эти дети часто имеют и речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Развитие мелкой моторики происходит одновременно с развитием общей моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев, мы держим в руках столовые приборы, чистим зубы, пишем, рисуем, набираем текст на клавиатуре компьютера, режем ножницами, заплетаем косы, шьем, вышиваем и совершаем еще огромное множество действий. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе развития, день за днем.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

• 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т. е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

• 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т. д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т. д.

• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т. е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т. д.

• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Нарушение мелкой моторики у детей

В последнее время резко увеличилось количество детей с нарушениями моторного развития, и в частности, с нарушениями мелкой моторики рук.

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.

У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

• перинатальной патологией;

(гипоксически-ишемические повреждения ЦНС, родовые травмы головы и ШОП);

• недоношенностью;

(отклонения в неврологическом статусе, дефекты зрения, двигательные нарушениями);

• нейроинфекциями;

(энцефалиты, менингиты);

• поражениями мозжечка;

• травмами головы;

• травмами и патологиями верхних конечностей;

• наследственными заболеваниями;

(синдромы Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.);

• нарушениями зрения;

(снижение функции зрительного анализатора, амблиопия).

• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей

Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, показана всем детям и особенно детям с нарушениями развития.

Шнуровки, сенсорные мешочки и сенсорные бассейны, пальчиковые краски, бизиборды, игрушки-вкладыши, конструкторы, мозаика должны широко использоваться и педагогами, и родителями.

С первых недель жизни ребенка полезно использование детских потешек, пестушек, сочетающихся с движениями рук. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепкой из пластилина, глины, соленого теста, аппликацией, оригами, макраме, конструированием поделок из природного материала, бисероплетением, квиллингом и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами.

На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия, криотерапия. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Могут быть показаны занятия ЛФК, массаж рук. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда
Опубликовано: 1 мая 2024 в 13:42
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД